Эксперты проанализировали изменения на рынке сладких напитков спустя год после введения акциза
Издание Shopper’s, с сообщением которого ознакомилась sfera.fm, подвело итоги первого года с момента введения акциза на сахаросодержащие безалкогольные напитки в России. Акциз стал обязательным с 1 июля прошлого года для крупных компаний, а с 1 октября — для малого и среднего бизнеса. Напомним, что под акциз подпадают напитки, в которых углеводов больше 5 г на 100 мл напитка, ставка — 7 рублей за литр. Основными изменениями на рынке, по данным издания, стали следующие: Производители сократили использование сахара и увеличили объем подсластителей в составе напитков, чтобы напитки не попадали под акциз (так, например, содержание сахара снижают до 4,9 г на 100 мл); По словам президента СОЮЗНАПИТКИ Максима Новикова, акциз создал прямое давление на отпускные цены: порядка 10 рублей новых издержек на 1 литр напитков. Это привело к росту цен в среднем на 10%, что особенно сильно ударило по небольшим и средним производителям; Из-за введения акциза изменились доходность и конкурентная ситуация на рынке: компании не всегда могут назначить цену, которая компенсировала бы акциз и при этом оставалась конкурентной в сравнении с продуктами с сахарозаменителями; При этом, как отмечают в СОЮЗНАПИТКИ, к изменению цен покупатели отнеслись спокойно, спрос не снизился, но и не вырос. Ранее sfera.fm сообщала, что мировой рынок безалкогольных напитков с растительными добавками превысил $1 млрд в 2023 году. Арсений Протасов, sfera.fm