Войти в почту

Композиторы Казани: музыкальный театр нужно создавать сейчас, иначе потом будет поздно

Спектакль "Рэп, флешка и любовь" Тинчуринского театра вошел в лонг-лист Национального фестиваля и премии "Музыкальное сердце театра", единственной в России, работающей с современным музыкальным театром. Казанская постановка опять же единственная от национального театра в списке. Столица Татарстана каждый год создает любопытные музыкальные постановки. Но когда будет создано пространство, где они будут идти как основополагающие в репертуаре? Как, где и когда появится музыкальный театр Казани?

Композиторы Казани: музыкальный театр нужно создавать сейчас, иначе потом будет поздно
© Реальное время

Как появился оперный театр

По данным источников "Реального времени", в начале лета на стол раису Татарстана Рустаму Минниханову легла концепция татарского молодежного центра, объединяющего различные креативные силы города на площадке нынешнего театра Камала. Но раис возразил, что он видит в здании Старо-Татарской слободы новый музыкальный театр. Концепция его разрабатывается в Министерстве культуры РТ.

В Казани единственный музыкальный театр существует с 1939 года — это театр оперы и балета имени Мусы Джалиля. С 1956 года — он в собственном здании. Как происходило его рождение?

Историю нового оперного театра, не связанного с созданными до революции, начинают отсчитывать с 1925 года, когда была показана опера "Сания" Султана Габяши, Василия Виноградова и Газиза Альмухаметова. В 1930-м это трио написало оперу "Эшче" ("Рабочий"). Тогда же появилась опера "Дала" по мотивам сказок и легенд.

В 1934-м в Москве при консерватории была организована Татарская студия для подготовки кадров для будущего театра оперы и балета. Республика субсидировала 1 млн рублей на ее содержание. И все наши драматурги, композиторы, певцы учились в Москве. Готовились концертные программы, переводились либретто, писались новые. Это была комплексная работа. Интересно, что в 1937-м в газете "Кызыл Татарстан" вышла статья "О татарской оперной студии", где студенты осуждались как "проедающие" госсредства и ничего не дающие взамен. Добавьте сюда и главные события 1937 года, когда, к примеру, был расстрелян один из столпов Татарского драматического театра, — оперный создавался в очень непростое время.

В 1938-м студия завершила работу. Студенты вернулись, чтобы начать работу — пока что в зданиях театров на улицах Горького и Баумана и других сценических площадках. Свое здание — пока только в проекте.

Как постановка театра 17 июля 1939 года был показан "Качкын" Назиба Жиганова. В том же году был поставлен "Фауст" Гуно (причем на татарском!) и балет "Тщетная предосторожность" Гертеля. В 1940-м — "Галиябану" Мансура Музаффарова, "Ирек" Жиганова, "Евгений Онегин", "Риголетто", "Чио-чио-сан". В 1941-м — "Травиата" и жигановская "Алтынчәч", балет "Жизель", концерт "Танцы народов СССР". Отметим, что до 1950 года национальный материал ставится почти ежегодно, но потом была пауза в семь лет, до оперы "Самат" Жиганова. При этом в годы войны труппа давала тысячи концертов.

Чтобы был материал, его надо заказывать

— Среди моих выпускников было трое, которые написали в качестве дипломной работы произведения в жанре оперы/оперетты, — говорит Эльмир Низамов, заведующий кафедрой композиции, а также единственный молодой автор, чей мюзикл "Алтын Казан" ставился, хоть и в рамках фестиваля "Үзгәреш җиле", в оперном театре.Низамов напоминает, что все эти произведения были поставлены на сцене на различных площадках: "Двенадцать месяцев" Анастасии Костюковой, "Береника" Ляйсан Абдуллиной. Но разово.

Такие крупные произведения пишут на заказ, напоминает Низамов, чей "Алтын Казан" был сначала показан в оперной студии, возглавляемой Заппаровой:

— Начинающий композитор, который себя еще никак не проявил, может написать произведение и поставить его в оперной студии. И если опера окажется интересной, то доработать и поставить в театре. Или по крайней мере таким образом он станет заметным автором.

Потерянные поколения

Вторым молодым композитором в оперном театре могла стать Миляуша Хайруллина. Ее опера "Кави-Сарвар" на либретто Айдара Ахмадиева была трижды показана в БКЗ РТ в концертном варианте. После истории писателя Кави Наджми и его жены предполагалось, что Хайруллина напишет большое произведение о поэте Дэрдмэнде, причем на либретто Рената Хариса. Поэт-лауреат сейчас — автор всех современных опер и балетов, идущих на сцене театра на площади Свободы. Отметим, что "Кави-Сарвар" авторы написали не на заказ, а просто из-за своих творческих потребностей. Большая удача, что она добралась до сцены.

Но опера "Кави-Сарвар" перед повторными показами лишилась нескольких имен, некоторые ее персонажи лишились исторических Ф.И.О. Все из-за критики не только со стороны родственников (их не устроила трактовка персонажей), но и Рената Хариса. В таких условиях, конечно, Хайруллина, которая сейчас учится в Москве, не могла продолжать сотрудничество. Так что про поэта начала века напишет сложившийся тандем Хариса и Резеды Ахияровой.

Как результат, Хайруллин предрекает, что музыкально-театральная Казань впадет "не просто в период стагнации, а в период деградации".

Тему музыкального театра в прошлом году на встрече с раисом подняла композитор Зульфия Раупова, которая планирует в качестве дипломной работы в ГИТИСе уже как режиссера поставить в Казани новую оперу.

— Что касается кадрового состава труппы, я думаю, с голосами проблем не будет, — продолжает композитор. — У нас огромное количество ребят, которые окончили нашу консерваторию, с оперными голосами, ребят-оркестрантов. Проблема только в площадке, которая должна отвечать всем современным требованиям, и достойном финансировании.