Михаил Швыдкой - о роли культуры в современном мире
О выставке "Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2" уже скопилась немалая искусствоведческая литература. "РГ" также посвятила этому визионерскому проекту несколько публикаций. Но все же позволю себе вернуться к нему, чтобы обратить внимание на некоторые проблемы, выходящие за пределы стен Дома культуры и пересекающиеся с нынешними поисками смыслов в разных сферах человеческого бытия.
"Все похоже на все", - к такому выводу пришли герои одной из поздних повестей В. П. Катаева. И почувствовав, что зашли в интеллектуальный тупик, улеглись спать. "Все связано со всем", - к такому пониманию культуры подталкивают нас авторы выставки в ГЭС-2. И это знание не кажется еретическим. И спать вовсе не хочется. Тождество, сходство и взаимозависимость совсем не одно и то же.
Понимая, что такое утверждение может быть оспорено - и не только посетителями выставки, - авторы проекта подготовили интеллектуальное объяснение своей визуальной композиции. Тексты самих художников, которые были философами нового искусства, и их ученых толкователей, классиков искусствоведения, изобретательно расположившись в двух книгах каталога, конечно, ценны сами по себе. Они могут существовать как самостоятельные издания. Но одновременно они выполняют важную коммуникативную функцию между кураторами выставки и ее посетителями, которые должны ощутить связи между работами Пабло Пикассо и Иллариона Прянишникова, Архипа Куинджи и Казимира Малевича.
Выставка в ГЭС-2 появилась во время стремления к новому мировому многоголосью
Неслучайно "Книга для чтения", второй том каталога выставки, открывается фрагментом из исследования покойного Аркадия Ипполитова, одного из самых ярких российских литераторов, основное время уделявшего искусствоведческим штудиям. Опубликованное в 2018 году, оно было посвящено русскому искусству, его тайне и таинству. И той внутренней взаимозависимости его различных течений, которые еще сравнительно недавно - в пределах столетия - казались непреодолимо чуждыми друг другу. "В сознании интеллигентного русского человека ХIХ века понятия "иконопись" и "искусство" находились в двух параллельных мирах". Но для русского искусства, - и это важнейшая мысль А. Ипполитова, - стремление проникнуться сакральным, развернув его к человеку, одна из важнейших миссий национальной культуры. И вполне органично, что одним из источников русского авангарда в его революционных поисках первых десятилетий ХХ века была иконопись.
В этом смысле примечательно умозаключение Николая Бердяева: "Пикассо - не новое творчество. Он - конец старого". И как парафраз строка из Элиота: "В моем начале мой конец". Попытка связать концы и начала, известное и еще нарождающееся, только по видимости чуждое друг другу, в единое художественное пространство, - важная рефлексия на самые острые темы сегодняшнего дня.
Объединяет культура народы или способствует их разделению? Еще недавно этот вопрос был бы кощунством, а теперь - реальность
Выставка в ГЭС-2 появилась во время стремления к новому мировому многоголосью. Двуполярная, а затем и однополярная политическая и экономическая конструкции жизнеустройства перестали выражать нынешнюю реальность. Началось движение к иной конфигурации сил, где каждое государство хочет заявить о себе и своих правах. Культура становится важнейшим элементом самоидентификации, утверждая право на свою самодостаточность и уникальность. Именно культура - в широком понимании этого термина - вырабатывает те ценности, которые сегодня влияют на государственную политику, как внутреннюю, так и внешнюю. Желание размежеваться оказывается важнее любой общности. Кризис глобализма разводит по разным квартирам, владельцы которых стараются установить по возможности непроницаемые двери. Чтобы сохранить идентичность, кажется, что надо максимально обособиться друг от друга. Но в современном мире это нереально по множеству причин. Старая ленинская идея о том, что перед объединением необходимо размежеваться, сегодня не работает. Желание размежеваться и тяга к объединению существуют одномоментно. Неупорядоченный хаос эгоцентризма истончается, множество отдельных голосов тяготеют к созданию новых политических и экономических ансамблей. И здесь культура неизбежно предъявляет свои права. Экономические и политические интересы подталкивают к различным видам союзов. Культура и вырабатываемые ее ценности отстаивают свою уникальность. То есть диалог возможен, но желания поступиться принципами не просматривается.
Замечу, что это произошло не сегодня. В Европейском союзе со времен его создания на равных правах используют языки стран-участниц, а отношения в области культуры даже после назначения комиссара по культуре являются прерогативой национальных государств. Это для святого апостола Павла нет "ни эллина, ни иудея", как нет их различий в христианстве. А для культуры - есть. Когда сегодня мы говорим о новом многоголосом мире, то должны понимать, что ценности, в том числе и художественные, важны для самоопределения каждого этноса. И эта особенность сегодня важнее, чем тяготение к общему. Но только сегодня.
На недавних Х Примаковских чтениях шла речь о том, способна ли культура в современном мире объединять народы или она способствует их разъединению. Недавно подобная постановка вопроса казалась бы кощунством. Сегодня - отражение нынешней реальности. И не только в политическом измерении.
Именно поэтому так важны усилия художественных миссионеров, пытающихся нащупать взаимосвязи разрозненных, на первый взгляд, феноменов культуры. Как писал К. Малевич М. Матюшину: "Квадрат свой считаю дверью, открывшей для меня много нового…" Помня о прошлом, надо творить будущее.