В Москве открылась выставка "Метрострой. Война. Блокада. История одной судьбы"

В Музее "Мосметростроя" открылась выставка "Метрострой. Война. Блокада. История одной судьбы". Она переехала из Санкт-Петербурга, став там настоящим культурным событием. Выставка приурочена к 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. И это уже пятая выставка с начала нынешнего года. Выставка и стала своего рода приношением журналистов "Российской газеты" памяти своих дедов и прадедов, защищавших нашу страну в годы Великой Отечественной войны и строивших ее. Ведь героем выставки стал дедушка обозревателя "РГ" Татьяны Тюменевой, конструктор первых советских эскалаторов Павел Васильевич Тюменев.

В Москве открылась выставка "Метрострой. Война. Блокада. История одной судьбы"
© Российская Газета

Великий труженик и человек негромкой судьбы. Так называют Павла Тюменева организаторы выставки, добавляя при этом, что в его судьбе, как в зеркале отразилась целая эпоха.

В трагический день начала Великой Отечественной войны - 22 июня 1941 года метростроевец Павел Тюменев оказался в служебной командировке в Берлине, попал в фашистский лагерь Дахау, где ему присвоили номер 715. В те первые дни войны в нацистских лагерях смерти оказались полторы тысячи граждан СССР. Их с большим трудом и усилиями советских дипломатов удалось вернуть на Родину. Это исторический факт, который мало известен. И это первая часть выставки "Метрострой. Война. Блокада. История одной судьбы".

А вторая - возвращение Павла Тюменева в Ленинград. Его жизнь и работа в осажденном городе. Здесь он провел первые страшные месяцы вместе со своей супругой - певицей Кировской театра. В 1942 году Павла Васильевича, как ценного специалиста, эвакуировали из Ленинграда в Ижевск. И с женой Антониной Дмитриевной Тюменевой теперь его связывали только письма.

Они тоже сохранились. И читать их без слез невозможно. Столько любви, нежности, преданности и одновременно страшных подробностей жизни ленинградцев в блокадном городе. Антонина Дмитриевна работала в мастерской, в которой плели маскировочные сети, на заготовке дров и даже окончила курсы пулеметчиц.

Всю свою жизнь Павел Васильевич вел дневники. Эти записи, бережно сохраненные в семье, можно увидеть на выставке. Как и уникальные архивные документы, подлинные вещи и фотографии той эпохи. Ценность дневниковых записей сложно переоценить. Они - подлинное свидетельство важнейших исторических событий, связанных со строительством метрополитена в Ленинграде и Москве. Самое поразительное в том, что технические достижения Павла Тюменева и его коллег до сих пор востребованы метрополитеном. При реконструкции станции метро "Чернышевская" специалисты убедились в мощнейшем ресурсе эскалаторов "ЛТ-1", создавал которые в том числе и Павел Тюменев.

И, кстати, многие ленинградские метростроевцы свой первый профессиональный опыт получили при строительстве московского метро. И в 1941-м приехали возводить подземку в Ленинграде. Так что метростроевцы Москвы и Ленинграда тесно связаны. В экспозиции представили уникальный раритет - фрагмент того самого первого эскалатора, а также уникальные документы, подлинные вещи и фотографии той эпохи.

Павел Тюменев, конструктор первых советских эскалаторов, в блокаду вел дневники и писал письма, которые не прочтешь без слез

Генеральный директор "Метростроя" Сергей Жуков отметил на открытии выставки, что на предприятии берегут память о ветеранах. "Мы ее сохраняем, почитаем традиции, - отметил гендиректор. - Главное наше богатство - люди. А эта выставка о наших людях, о наших ветеранах".

Главный редактор "РГ" Владислав Фронин сказал, что история страны - это история семьи. И важно эту историю сохранять и передавать следующим поколениям.

- У меня есть предложение - сделать из одного вагона музей на колесах и пустить его по кольцевой линии метро. Тогда больше людей смогут увидеть материалы о людях, которые строили метро.

Председатель Союза журналистов РФ Владимир Соловьев, который также присутствовал на открытии выставки, отметил важность музейного проекта "Российской газеты" - "Метрострой. Война. Блокада. История одной судьбы".