Войти в почту

В Кургане премьера спектакля "Алые паруса" вызвала неоднозначную реакцию

В Курганском театре драмы прошла премьера спектакля "Алые паруса" в постановке режиссера из Москвы Анастасии Кудияровой и художника из Санкт-Петербурга Саяны Урбадаевой. Работа столичных авторов вызвала противоречивые чувства.

В Кургане премьера спектакля "Алые паруса" вызвала неоднозначную реакцию
© Российская Газета

- Не знаю, сколько пройдет времени. Ты уже будешь большой... И однажды утром в морской дали сверкнет алый парус. Корабль подойдет к самому берегу под звуки прекрасной музыки… Тогда ты увидишь храброго прекрасного принца, он будет стоять и протягивать к тебе руки: "Здравствуй, Ассоль! Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя в свое царство", - предсказал будущее маленькой девочки из рыбацкой деревни Каперна главный волшебник Эгль (актер Сергей Жураковский).

Девочка выросла. И однажды действительно встретила своего принца. Она его сразу узнала. В повести капитану корабля "Секрет", когда он впервые увидел Ассоль, было 24 года. А нашему Артуру Грэю (Илья Майсадзе) на вид не более семнадцати. На нем белая рубашка навыпуск, один край заправлен в светлые укороченные брюки, широкая джинсовая куртка, кепка задом наперед. Кажется, он только что прибежал с молодежной тусовки. Мечтательная задумчивая Ассоль (Виолетта Котулевская) тоже выглядит вполне в духе времени: в белом, почти подвенечном платье и кроссовках.

Авторы не углубляются в историю любви романтичной пары. Действо рассчитано на зрителей старше 12 лет, поэтому больше внимания уделено детству главных героев, преодолению трудностей на пути к мечте, воспитанию характера. Кстати, маленькую Ассоль играет семилетняя Самира Мурзагулова, а юного Артура Грэя - тринадцатилетний Артем Орлов. Оба - воспитанники театральной студии. Детям всегда интересно смотреть в спектакле именно на артистов-детей, считает Виолетта, и Самира с Артемом удачно вписались в актерский ансамбль.

Анастасия Кудиярова сильной стороной постановки считает развитие темы о том, что Ассоль и Грэй были раньше знакомы.

- Когда я прочитала "Алые паруса", поняла: ставить надо через мир фантазий Грэя и Ассоль, - говорит Анастасия. - Это связующая путеводная нить, которая приводит их друг к другу. В самой книге эти эпизоды мне показались недостаточно раскрыты. И в спектакле я их особо выделила. Ключевой стала фраза: ты именно такой, каким я тебя представляла. На самом деле они раньше уже встречались в каких-то своих мирах.

Анастасия призналась: сама, наверное, никогда бы не рискнула взяться за "Алые паруса" -текст сложный для инсценировки, описательный. Витиеватый язык. Много метафор. Но поступил запрос от театра. И у общества он тоже присутствует.

- Может, звучит банально, но во все времена людям не хватает любви, поэтому они идут в театр, - считает автор.

На сцене много декораций. Создан фантастический мир: говорящая рыба, причудливые медузы и прочие светящиеся в полумраке обитатели подводного царства. В повести их нет, но постановщики воспользовались правом на свою интерпретацию первоисточника.

- Хотелось отразить как быт людей, так и мир фантазии, снов и мечтаний Ассоль и Грэя, - призналась Саяна Урбадаева. - Мне нравится работать с несценическими материалами, применяемыми, допустим, в строительстве. На вид они обычные, может, даже некрасивые, но на сцене быстро трансформируются. Монтажная пена, скажем, становится морской. Много экспериментировали со светом, что-то взяли от театра теней.

Главные декорации - волны. Они покачиваются и создают образ моря. Между тем не во всем себя оправдали. По мнению театрального эксперта Татьяны Андреевой, приемы кукольного театра, например, домики на авансцене, не работают и смотрятся, как елочные украшения. Театр теней тоже не помог раскрыть авторский замысел. И уж совсем непонятно, почему подводный мир сделали основным фоном происходящего. Есть замечания и к содержанию. В отличие от режиссера, эксперт не увидела в постановке связи между Грэем и Ассоль в детстве, что изначально должно было предопределить их встречу.

- Нет той ниточки, которая их связывала и с течением времени укорачивалась до судьбоносной встречи, поэтому спектакль становится назидательным, - говорит Татьяна Андреева. - Материал, конечно, повествовательный - все события не проигрываются, а описываются. Отсутствуют моменты, призванные наращивать напряжение к кульминации. Много длинных монологов. Подросткам скучно их слушать. Несомненное украшение - исполнительница роли Ассоль в детстве. Органичная, с хорошей дикцией, она держит внимание, как профессиональная актриса. К сожалению, несколько смазанным оказался финал. На самом интересном месте, когда Грэй приезжает за Ассоль, занавес закрывается и наши герои больше не появляются. Вместо них выходят волшебник Эгль и матрос Летика. Да, по сюжету повести, но хотелось бы более романтичного финала.

Зрители не столь строги в оценке феерии.

- Я ждала, когда трубы, изображающие волны, превратятся в мачту и на сцену выплывет корабль с алыми парусами. Но не случилось алых парусов… - поделилась одна из страстных театралок Светлана. - Хотя в принципе спектакль понравился. Живая музыка, свет, спецэффекты. Получила большое удовольствие.

"Потрясающе красивый спектакль о всепобеждающей вере в прекрасную мечту! Верьте! Мечтайте! И чудо обязательно произойдет!" - оставила в соцсети восхищенный отзыв Ирина.

Кстати, Анастасия Кудиярова - выпускница ГИТИСа, а Саяна Урбадаева - РГИСИ (Российского государственного института сценических искусств). Для обеих "Алые паруса" - дипломная работа.