Композитор Дмитрий Курляндский заявил, что отказывается от премии «Золотая маска». 24 июня жюри присудило Курляндскому премию в номинации «Лучшая работа композитора. Музыкальный театр» за оперу «Катерина Измайлова» в пермском «Театр-театре».
Причинами отказа он назвал действия России на Украине и процесс в отношении режиссера Жени Беркович и драматурга Светланы Петрийчук (внесены в перечень Росфинмониторинга террористов и экстремистов) — создателей спектакля «Финист — Ясный Сокол», в котором следствие усмотрело оправдание терроризма. В 2022 году эта постановка получила «Золотую маску» в номинации «За лучшую драматургию», которой в этом году нет.
По словам Курляндского, награда, которая в этом году вручалась впервые после реорганизации, сегодня является «гримасой системы, уничтожающей театр, а за ним и человеческие жизни».
В театральных кругах вопросов к фестивалю теперь больше, чем ответов. Комментирует театральный режиссер, критик Елена Смородинова:
Елена Смородинова театральный режиссер, критик «Когда заговорили о необходимости реформировать «Золотую маску», во-первых, решение упразднить какое-то количество номинаций, например убрали номинацию «Эксперимент», звучали предложения убрать в том числе номинацию «Художник по свету». Чем художники по свету не угодили, совсем непонятно. Звучали упреки в адрес «Золотой маски», что номинационные списки слишком раздуты, слишком много претендентов. При этом надо сказать, что экспертные советы ездили по всей стране, смотрели огромное количество спектаклей на видео и вживую, ценность «Золотой маски» именно в этом и заключалась, что весной, когда начинались конкурсные показы в Москве и зрители и жюри могли все это увидеть, то есть могли ощутить разнообразие страны. Для многих театров, особенно в регионах, это был шанс достучаться до столичного зрителя. После реформации премии было решено, что жюри не будет смотреть в Москве спектакли, номинантов будет меньше, чтобы не раздувать списки, плюс было решено сменить дирекцию, и, вероятно, новая дирекция не смогла работать по каким-то причинам так же эффективно, как работала старая дирекция. Что мы имеем: мы не имели традиционного весеннего фестиваля, в очень большом количестве номинаций прямо написано: «Номинация не присуждена». По каким-то причинам жюри, видимо, не смогло либо увидеть эти работы, либо еще что-то пошло не так. Еще одна волна недовольства: одно дело, когда у тебя большое количество претендентов на награду, а они все достойные, сейчас в этих списках нет людей первого ряда, в том числе потому, что они покинули Россию. Но от того, что они покинули Россию, они не перестали быть режиссерами, их спектакли не перестали идти в России. А самое главное и обидное — когда ты видишь список ноунеймов, с одной стороны, список неприсужденных номинаций — с другой, в невыгодном положении оказываются люди, которые получают эти премии. Потому что, например, спектакль «Чайка» Льва Додина, который получил две «Золотые маски» за актерский дуэт Елизаветы Боярской и Игоря Черневича и за режиссуру Додина, мог бы получить «Золотую маску» при любом раскладе, но, когда очень маленькое количество номинантов, еще меньше количество присужденных премий, возникают вопросы к жюри, возникает вопрос просто к легитимности этой премии».
Премию и фестиваль «Золотая маска» реорганизовали в конце 2023 года. Союз театральных деятелей России создал новую дирекцию, отстранив Марию Ревякину, которая 20 лет занималась организационными вопросами премии и фестиваля.
Задачей реорганизации новый глава Союза театральных деятелей Владимир Машков назвал восстановление доверия со стороны профессионального сообщества, государства и спонсоров.