Войти в почту

Прошлись по классике. Об итогах 104-го сезона в театре "Красный факел".

Летом в театральной жизни традиционно наступает затишье – артисты уходят в заслуженный отпуск. Но в то же время лето – это пора подведения итогов минувшего сезона и строительства планов на будущее. И действительно, руководство театра в лице директора Антониды Гореявчевой и художественного руководителя Андрея Прикотенко уже дало итоговую пресс-конференцию, на которой было озвучено, чего новосибирским театралам стоит ожидать в следующем, юбилейном, 105-м по счёту сезоне, а также были даны оценки сезону прошедшему. Прежде всего, хочется отметить, что "Красный факел" неспроста считается флагманом не только новосибирского, но и российского театрального мира. По уровню труппы, а также художественному и техническому уровню выпускаемых спектаклей ему мало сыщется равных. Равно как и по умению удивлять, поражать и восхищать – "открытий чудных" в "Красном факеле" каждый год более чем достаточно. Из года в год театр умудряется сохранять планку и соответствовать собственному же высочайшему уровню. Так было в предыдущие годы, так, хочется верить, будет и дальше. Сцена из спектакля "Леди Макбет Мценского Уезда", режиссер Петр Шерешевский. Фото: Виктор Дмитриев. Примерно об этом же говорили Антонида Гореявчева и Андрей Прикотенко. По их словам, 104-й сезон получился "ярким и успешным". Да, что-то удалось воплотить не в полной мере, зато в других направлениях удалось сделать даже больше ожидаемого. Приоритетные задачи для театра на ближайшие годы – поддержание высокого художественного уровня спектаклей и обновление материально-технической базы, закупка нового сценического оборудования. Эти задачи, к слову, довольно тесно связаны между собой, ведь качество театральных постановок в значительной степени зависит от качества декораций, реквизита, музыкального, светового оформления и многих других вещей. Ну и, естественно, главный приоритет для театра – комфорт зрителей и их удовольствие при нахождении в театральных стенах. Ведь театр работает и существует именно для зрителей. А удовольствие и комфорт зрителей складывается из двух компонентов – качества постановок и общего уровня обслуживания. Если говорить предметно о главном наполнении жизни театра – репертуаре, то 104-й сезон в части премьер был посвящён классическим названиям. Это, собственно, декларировалось ещё год назад, накануне этого сезона, и так в итоге и получилось. Более того, при анонсе планов на будущее Андрей Прикотенко подчеркнул, что акцент вновь буде сделан на мировую классику и будет продолжена работа "над созданием классического академического репертуара". Звучит интригующе и многообещающе. Отталкиваясь от того, что мы увидели в минувшем сезоне, и от сезона следующего мы вправе ожидать чего-то подобного по масштабу замысла и воплощения. Впрочем, о планах на будущее чуть позже, пока хочется сказать пару слов о уже состоявшемся. Всего в 104-м сезоне вышло шесть премьер, но об одной из них хочется сказать отдельной строкой. Речь о реквиеме "Февральский дневник". Это был специальный концерт, поставленный Андреем Прикотенко и приуроченный к 80-летию полного снятия блокады Ленинграда. Премьера реквиема состоялась 26 января: со сцены прозвучали стихотворения Ольги Берггольц, отрывки из произведений Даниила Гранина и документальные хроники эпохи. Кроме того, филармонический камерный оркестр Новосибирска под управлением дирижёра Арсентия Ткаченко виртуозно исполнил музыкальные сочинения Дмитрия Шостаковича, Иоганна Себастьяна Баха и Исаака Шварца, в том числе легендарную симфонию №7 "Ленинградская" Шостаковича. На экранах транслировалась кинохроника страшных дней, которая помогала прочувствовать весь ужас блокады. Сцена из композиции "Февральский дневник". Фото: сообщество "Мы живем в Железке и Заельцовке" ВКонтакте. Нельзя не отметить, что в "Красном факеле" в целом очень много внимания уделяется теме Великой Отечественной войны. В стенах театра регулярно проходят различные мероприятия, посвящённые войне, в том числе регулярно проходит международная историческая акция "Диктант Победы". К слову, мне лично очень радостно, что "Февральский дневник" решено ввести в репертуар театра. Таким образом, у всех желающих в дальнейшем также будет возможность посетить этот уникальный концерт. Вкратце нужно сказать и об остальных премьерах. Первой премьерой сезона стали "Мёртвые души" по поэме Николая Гоголя. В режиссёрской интерпретации Андрея Прикотенко на выходе получилась метафизическая, полная смыслов и подтекстов история о необъятной России и маленьком человеке в этом огромном космомире. Спектакль получился поистине масштабным во всех смыслах. Например, специально для него была ещё больше увеличена и без того немаленькая Большая сцена, на которой представлен ансамбль из 27 артистов, которым, как кажется, удалось добиться идеальной синергии и воплотить нечто небывалое по размаху, глубине и проникновенности. Сцена из спектакля "Собачье сердце", режиссер Роман Габриа. Фото: Катерина Коржанская. Следующим на очереди было "Собачье сердце" в постановке известного петербургского режиссёра Романа Габриа. Спектакль был поставлен на Малой сцене, ставшей операционной профессора Преображенского. Перед зрителями разворачивается знакомая каждому с детства история, правда, акценты в ней расставлены чуть иначе, чем в литературном оригинале Михаила Булгакова и знаменитом фильме Владимира Бортко. Так, здесь куда больше внимания было уделено морально-этической и медицинской стороне, а весь спектакль превратился в поиск ответа на вопрос, насколько правомерно подобное грубое, варварское вмешательство человека в природу и её законы. Именно тема гуманизма и проблематика взаимоотношений человека с природой, животными в постановке Габриа выдвинута на первый план. К данному спектаклю был приурочен целый ряд мероприятий. В частности, артисты и сотрудники театра посетили Первый городской приют для животных, а в фойе перед малой сценой экспонировались фотографии бездомных собак. В общем, получился не только сам по себе замечательный спектакль, но и очень важная социально-просветительская акция. Сцена из спектакля "Леди Макбет Мценского Уезда". Фото: Виктор Дмитриев. Заметной премьерой сезона стал спектакль "Леди Макбет Мценского уезда" по повести Николая Лескова. Знакомую многим историю Катерины Измайловой инсценировал Пётр Шерешевский, с которым краснофакельцы уже неплохо знакомы благодаря его другому спектаклю – "Тайм-аут". И, в общем-то, по аналогии с "Тайм-аутом", здесь у Шерешевского тоже получилась современная и до боли актуальная и злободневная социально-бытовая драма. Режиссёр перенёс описываемые Лесковым события из атмосферы купеческого дома XIX века в привычный нам антураж панелек, в одной из которых и скучает Катерина Львовна, притесняемая нелюбимым мужем и злыднем-свёкром, которых она в итоге благополучно убивает вместе с любовником Сергеем. Спектакль получился предельно острым, болезненным, многозначным, ставящим множество вопросов и не дающих однозначных ответов. Следующая премьера – "Ромео и Джульетта". Про этот спектакль, если честно, я даже не знаю, что можно сказать. Любые слова будут недостаточными для описания этого спектакля, который просто разорвал все мыслимые шаблоны и представления. Тот случай, когда в спектакле прекрасно абсолютно всё, и лучше его хотя бы один раз увидеть. А ещё лучше – сто один. Сцена из спектакля "Ромео и Джульетта". Закрыл же премьерную программу спектакль "Спасти камер-юнкера Пушкина", поставленный на Малой сцене по пьесе Михаила Хейфеца. Судя по отзывам, спектакль получился очень даже неплохим, и, что примечательно, его выход почти совпал с 225-летием со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Впрочем, повседневная жизнь "Красного факела" не ограничивалась только премьерами. С прежним успехом также шли спектакли, которые уже не один год радуют краснофакельских зрителей. Примечательно, что некоторые спектакли уже идут по многу лет, но интерес публики к ним отнюдь не ослабевает, и на них стабильно собираются полные залы зрителей. Это говорит о многом. Кроме того, можно выделить потрясающе информативные и увлекательные экскурсии по театру для всех желающих, которые в этом сезоне также проводились актёрами "Красного факела" и подарили всем пришедшим на них массу положительных эмоций. Как всегда, сразу несколько интересных мероприятий было проведено во Всемирный день театра в рамках насыщенной событийной программы "Театр до полуночи", которые, думается, никого не оставили равнодушным. Помимо этого, в этом сезоне получил продолжение очень полезный просветительский проект "По классике", позволяющий зрителям глубже погрузиться в контекст того или иного спектакля, лучше осмыслить породившее его время и связь с современностью. Из грустного не могу не отметить то, что этот сезон стал последним для одного из ведущих и любимых артистов театра Павла Полякова, который покидает краснофакельскую сцену. Вместе с ним репертуар "Красного факела" покидает спектакль "Довлатов.Анекдоты", который продержался в этом репертуаре ровно десять лет и, несомненно, мог идти ещё долгие годы, будучи одним из самых популярных у публики. Но увы… Примечательно, что артисты "Красного факела" выступают не только на родной сцене, но и за её пределами. Гастрольный тур у театра каждый год получается весьма насыщенным, и этот не стал исключением. Так, в рамках региональных Дней культуры в Минске краснофакельцы с немалым успехом представили "Мёртвые души" на сцене Купаловского театра. Сцена из спектакля "Мертвые души". Фото: Виктор Дмитриев, Василий Вагин. Касаемо следующего сезона, то планы на него озвучены очень интересные и амбициозные. Так, в сентябре должна состояться премьера спектакля "Бесы" по роману Фёдора Достоевского в постановке Андрея Прикотенко. Затем по графику предусмотрены "Пигмалион" по Бернарду Шоу и "Школа злословия" по Ричарду Шеридану. А завершит премьерную программу спектакль в постановке Романа Габриа. Какой – пока загадка. И тем интереснее.

Прошлись по классике. Об итогах 104-го сезона в театре "Красный факел".
© Ревизор.ru