Большой театр представит балет «Пушкин, сны после жизни»
Премьера балета «Пушкин, сны после жизни» состоится 25 июля 2024 года на Новой сцене Большого театра. Эта постановка — обновленный вариант балета «Пушкин. Размышления о поэте» 1979 года Театра классического балета Н. Касаткиной и В. Василёва.
Партии Александра Пушкина и Натальи Гончаровой исполнят Николай Чевычелов и Дарья Макарова, а в роли Музы поэта появится Галина Гармаш. Также в постановке появятся Игорь Цыганков (Емельян Пугачев), Артем Хорошилов (Жорж Шарль Дантес), Алексей Орлов (Царь), Сергей Белорыбкин (Отец Дантеса) и Дмитрий Догудовский (Безумец).
Авторы хореографии и либретто — хореографы, руководители московского Театра классического балета Наталия Касаткина и Владимир Василёв, режиссер-постановщик — Иван Василёв, декорации — Иван Василёв и Елизавета Дворкина, художник по костюмам — Елизавета Дворкина.
«Новый балет получился совершенно не похожим на биографическое исследование. Это живой, эмоциональный взгляд на жизнь удивительного человека, в котором непостижимым образом слились российская и африканская кровь, спокойная мудрость и вспыльчивое безумство, нежнейшая любовь к жене и многочисленные увлечения. Вот почему на балах рядом с Пушкиным появляются такие персонажи как Бесёнок, Безумец и бунтарь Емельян Пугачев – антагонист императора», — рассказывает директор театра Иван Василёв.
Музыку к постановке написал композитор Андрей Петров, а дирижером-постановщиком выступил Андрей Огиевский.
«Главное, что поражает в Пушкине — удивительная способность прочувствовать и передать гармонию вселенной. Именно эту способность удалось воплотить в музыке великому мелодисту Андрею Петрову, — уверены представители Театра классического балета Н. Касаткиной и В. Василёва. — Во время знаменитого трио, где поэт прощается с женой и музой, душа всех зрителей таинственным образом воспаряет к небесам вместе со звуками арфы и скрипок».
Премьера балета приурочена сразу к двум юбилеям — 225-летию со дня рождения Александра Пушкина, отмечаемому 6 июня, и 90-летию Наталии Касаткиной, которое она отметила бы 7 июня, если бы не ушла из жизни 13 марта.
«Мы потеряли гениального художественного руководителя. Но после себя она оставила еще один спектакль, который стал ее последним шедевром. Она успела вложить частичку души в еще один балет. Теперь уже многим известно, что Наталия Дмитриевна была не только балетмейстером, но и поэтом. Государственную премию она получила вместе с мужем Владимиром Василёвым за стихотворное либретто оперы «Пётр Первый». А про Пушкина Наталия Дмитриевна знала практически всё, что доступно нашим современникам. Стихи и поэмы Александра Сергеевича она могла читать наизусть часами без остановки. Еще в 1981 году, когда они с Василёвым готовились к постановке в Кировском (ныне Мариинском) театре балета Андрея Петрова «Пушкин, размышление о поэте», была проведена серьёзнейшая научная работа по изучению первоисточников», — отметил Василёв.
Несмотря на прочную историческую основу, либретто спектакля «Пушкин, сны после жизни» может удивить зрителей совершенно новым ракурсом.
Хореограф Сергей Белорыбкин отмечает, что главной темой балета станет вечная ценность — любовь.
«Во всех авторских спектаклях Владимира Василёва и Наталии Касаткиной прослеживается гимн любви. В «Ромео и Джульетте», несмотря на печальный конец, это любовь, продолжающая жить вечно, в «Сотворении мира» даже темная сторона показана с тонким юмором и теплотой, ведь любовь побеждает все. В «Пушкине» Наталия Касаткина старается погрузить нас во внутренний мир таланта, который без любви не стал бы гением-творцом. Во всех спектаклях дуэта прослеживается, что смерти нет, и любовь победит все. Ведь единственное, что нельзя отнять у человека — это веру, надежду и любовь», — уточнил Белорыбкин.