Коренская удаль: воспоминания современников
Купить на ярмарке можно было практически всё: начиная от осетровой икры и подков, и заканчивая курским соловьём в клетке или воловьими рогами. Но есть и огромное количество «показаний» негативного характера. Там, где царствует принцип «купи-продай», там благочестия ждать не приходится. Даже самый популярный трактир и тот носил название «Капернаум» (город, где Христос совершил много чудес). Вот, к примеру, свидетельство Ивана Аксакова, поэта, славянофила: «Коренная – ярмарка горячая, как выражаются купцы. Это значит, что вся она разыгрывается в одну неделю. На ярмарке русский человек считает себя как бы вне закона и гуляет напропалую, оправдывая всё словом: ярмарка! Всю ночь напролет крики и песни пьяных, писки, визги, грубейшие шутки и грубейший разврат со всем цинизмом, до которого русский человек охотник. Выйдешь на улицу и спешишь домой. Беспрестанно натыкаешься на безобразных пьяниц и мужского и женского пола, непрерывно раздаются в ушах ваших русские ругательства, как будто других слов не существует для русского человека в праздник. Надобно знать, что ведь это он всё чествует Богородичный праздник и на толки о переводе ярмарки в Курск отвечает, что Владычица этого не потерпит. А на улицу и ходить было страшно. Там происходил совершенный Содом! Развратнее ярмарки я не видал». А теперь свидетельство экономиста Владимира Безобразова: «Решившись прожить на Коренной ярмарке 12 дней, необходимо отрешиться от самых элементарных привычек опрятности, должно решиться прожить 12 дней жизнью настоящего кочевника. Найти здесь самую необходимую мебель, например, умывальник, не говоря уже о кровати, заменяемой сеном, найти прачку для белья, и не быть с ног до головы в соре и грязи, во всех углах вас преследующих, получить комнату, в которую не проникал бы дождь – всё это здесь исключительная роскошь, доступная разве только для местных сановников». Слово Ивану Бесядовскому, госслужащему. Из Трудов Курского статистического комитета, 1866 год: «Накануне открытия ярмарки и за несколько дней до переноса иконы дорога от Курска до Коренной пустыни представляет вереницы тянущихся обозов и бесконечный ряд кабаков, устроенных в постоялых и частных домах в прилегающих слободах и деревнях и даже в открытом поле. Эти последние придорожные кабаки устроены на скорую руку даже из ветвей, покрытых листьями. Замечательно, с какой торопливостью многие бросились на эту новую отрасль торговли. Устройство кабаков вне населенных местностей явление такое странное, что невольно подумаешь – чего хотят строители их? Неужели они думают, что курский простолюдин не может уже ступить без водки, и напившись в Каменевой не может дойти благополучно до Малаховой, не подкрепившись в промежуточном шалаше? Одна увеселительная статья не утратила своей силы и на нынешней ярмарке блестела в полном разгаре: это публичные дома или, как их здесь называют, «кофейни». Таинственный промысел обитателей этих мест не имеет для себя в существующей таксе определенного названия, а потому они подведены под категорию штукмейстеров, эквилибристов, волтижеров и содержателей зверинцев и наравне с ними обложены за право промысла. Всех публичных домов на ярмарке было 12…» А вот с банями была проблема – их было всего две – одна частная и монастырская. И все же при всех моральных минусах ярмарка была экономически выгодна всем. В «Памятной книжке Курской губернии на 1860 год» говорится: «Коренная ярмарка доставляет, как здешней, так и соседственным губерниям, следующие выгоды. Жители всех сословий покупают товары по ценам дешёвым, а свои произведения сбывают выгодно. Мануфактуристы и оптовые торговцы производят свои торговые обороты. Мелочные торговцы, закупивши на небольших ярмарках кушаки, воск, мёд, сало, шерсть, пеньку и т. п., продают их более значительным торговцам. Поселяне окрестных мест получают выгоды от извоза, продажи съестных припасов и содержания постоялых дворов». Продолжение следует Больше новостей в нашем Telegram-канале PROKursk и соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники»