Коренская ярмарка — ранние годы
«В различных видах литературы – научной и справочной, мемуарной и эпистолярной – сохранились как скромные упоминания, так и подробнейшие описания организации и проведения Коренной ярмарки, история её возникновения и развития. Некоторые авторы подробно анализировали экономическую ситуацию, складывавшуюся вокруг ярмарки, другие акцентировали своё внимание на её исторической составляющей. Иные, обладая хорошим литературным слогом, оставили увлекательные бытовые зарисовки. При этом встречаются и некоторые расхождения, и пытливый читатель, наверняка, обратит на это внимание». Это фрагмент аннотации книги «Ехал на ярмарку ухарь-купец. Коренная ярмарка в свидетельствах современников», выпущенной Курским областным краеведческим музеем в 2021 году. Автор-составитель – заместитель директора музея по научной работе Игорь Плаксин. Тираж был весьма небольшой – 500 экземпляров, между тем это совершенно замечательное издание, где представлены выборочные места из свидетельств о нашей ярмарке. Так что воспользуемся случаем и с помощью этой книги совершим небольшой экскурс в прошлое. Читателю предлагается взглянуть на прошлое Коренной ярмарки глазами современников, где присутствуют различные оценки происходившего – от хвалебно-восхитительных до уничижающе-критических. Первое письменное упоминание Историк и богослов Лев Кавелин (иеромонах Леонид), в историческом описании Коренной пустыни (оно имеется в указанной выше книге) сообщает, что поначалу ярмарка находилась в ведении обители, как «заведенная на земле, принадлежащей монастырю». Интерес обители понятен – пустынь должна строиться. Но и государство своего не упустило и со временем всё прибрало к рукам. Любопытно, что активность государства в этом деле подстегнула челобитная «курчанина посацкого человека» Афанасия Одинцова, поданная царю Петру I в 1708 году. Попросту говоря, это был донос. (Данная бумага, между прочим, является первым письменным упоминанием о нашей ярмарке). «В пустыни в 20-ти верстах от Курска бывает богомолье и мирской съезд повсягодни во время Петрова поста и курские таможенные и кабацкие бурмистры ездят в те времена в тое пустыню для продажи вина и мёду и сбора пошлинных денег, а того же богомолья и съезду и сбору государевой денежной казны бывает по три дни; а сколько в той пустыни таможенных пошлин и прибылей в сборе бывает и того сборщики именно в книгах не пишут, знатно сборною государевою денежною казною корыстуются они бурмистры себе». И далее Одинцов просит, чтобы эти сборы отдали ему на откуп. С тех пор, как пишет Лев Кавелин, таможенные пошлины и питейные сборы пошли в казну, Коренной пустыне только поземельные сборы и деньги за сдачу внаем жилья и складов. Продолжение следует Больше новостей в нашем Telegram-канале PROKursk и соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники»