Сайнс-арт спектакли: о том, что это такое, челябинцы узнают на лекции
Челябинский театр современного танца приглашает на онлайн-лекцию «Science-Art спектакль как пример нового синтетического мировоззрения или как смотреть спектакль «Плюмбум».Разговор будет посвящён новому театральному жанру «science-art», который стремится соединить искусство и науку, открыть её широкой аудитории и сделать более доступной для понимания. Спикером выступит доцент Московского политехнического института, кандидат технических наук, почётный работник сферы образования РФ, куратор выставочных проектов science-art, медиахудожник Илья Вольнов. Направление «science-art» появилось давно: вспомним древнегреческих философов, которые искали визуальную гармонию между числами и формами. Основными формами science-art искусства были и остаются живопись, фотография, видео и анимация, инсталляция и перфоманс. А вот в театр «научное искусство» проникло относительно недавно.Так, например, в Челябинске science-art спектакль впервые появился на театральных подмостках в 2022 году. Экспериментальную постановку PLUMBUM (в переводе с латинского языка – свинец) представил Челябинский театр современного танца. Проект получил грантовую поддержку Президентского фонда культурных инициатив и был реализован совместно с Агентством социокультурных инициатив RADI SVETA в рамках лаборатории IZOTOP.LAB. Идея заключалась в создании трёх спектаклей на стыке физического, пластического театра и науки. Каждый из них основывается на теории времени советского астрофизика Николая Козырева и рассказывает об одном из аспектов времени – Прошлом, Настоящем и Будущем. В 40-х годах 20 века учёный предположил, что время материально, оно переносит энергию со скоростью большей, чем скорость света, может вмешиваться в события, подпитывать их энергией или, наоборот, забирать энергию.В этой концепции челябинская постановка (две другие были поставлены в Москве и Калуге) погружает зрителя в Прошлое. Спектакль рассказывает про «железное время» и архаичное сознание человека, которое на все внешние вызовы реагирует одинаково – «бей или беги». Звуковое оформление создается прямо во время действия исключительно из звуков металлов и промышленных шумов. Металл используется как элемент декораций, реквизита, костюмов, как музыкальный инструмент, орудие труда и даже в качестве оружия.Режиссером выступил художественный руководитель RADI SVETA Ярослав Францев. Вот как он описывает концепцию постановки: «Это спектакль - инсталляция, в которой физические и химические свойства металлов являются основой для создания сценографии и драматургии спектакля. Это попытка переосмыслить все те художественные, технократические смыслы и догмы, связанные с осознанием человека в жерновах «железного» века и века технологического бума. Свинец олицетворяет тяжелое нездоровое состояние человека и души. Он означает плотность, плотское сознание невозрожденного человека, которое еще требуется трансформировать. Откат цивилизации, сопровождающийся цифровой революцией, с отказом от духа, души, Бога – это ни что иное, как погружение человечества в состояние неведения и агрессивности. Однако именно из этой наихудшей субстанции алхимики создавали философский камень — суть, предельную высшую целостность».Восприятие такой формы театрального искусства требует от зрителя понимания жанра: чего следует ожидать от science-art спектакля, а чего не стоит, на что обратить внимание при просмотре и о чём задуматься. В силу этого разговор об особенностях нового жанра, его истоках и перспективах представляется весьма полезным. Тем более, что, говоря о театре, мы волей-неволей заходим на территорию общественного сознания, и здесь нас могут ждать интересные открытия. «Современный театр - одно из немногих пространств, где может состояться синтез науки и искусства. Связано это не только с тем, что театр есть синтез всех искусств, но потому также, что театр бережно хранит свою глубокую историю, начало которой лежит в древнегреческих мистериях. Самим собою, своей непрерывной историей театр также соединяет в единое целое культуру всей западноевропейской цивилизации. О мистериальных корнях театра, их отражении в современных практиках science art и синтезе как основном требовании будущего и пойдёт речь в лекции», - раскрыл детали предстоящей беседы спикер Илья Вольнов.Онлайн-лекция состоится 21 июня на странице Челябинского театра современного танца в ВКонтакте. Начало в 19 часов.Спектакль PLUMBUM покажут 27 июня на сцене театра «Манекен». Начало в 18 часов 30 минут.