В Новом Осколе прозвучала премьера оперы "Белгородский полк. Засечная черта"
Проект, поддержанный Президентским фондом культурных инициатив, иначе как историческим назвать нельзя. Впервые жители белгородской глубинки - городов Бирюч, Новый Оскол, поселка Прохоровка - увидели полноценный оперный спектакль.
На сцене - две мобильные сторожевые вышки, они символизируют засечную черту, которая и триста лет назад, и теперь отражает и берет на себя удары внешних врагов. А живописный задник в виде старинной карты, пушка дополняют антураж военной крепости. Около сотни костюмов, разработанных художницей по костюмам Мариной Шепорневой, пошил цех Белгородской филармонии. Каждая девушка в хоре имела свою неповторимую вышивку, свой цвет платья, а мужчины - мундиры разных мастей, крестьянские рубашки...
Белгородские композиторы Елена Латыш-Бирюкова и Николай Бирюков воспели историю своего края, обратившись к событиям начала 1700-х годов - войне Петра I со шведами. В их музыке удачно отразились музыкальные традиции русских эпических опер Мусоргского, Бородина и современные мелодизм и ритмика. Есть здесь и сложные ариозно-речитативные эпизоды, и драйвовые мелодии, которым зрители с готовностью аплодировали и которые напевали, выходя из зала.
За три дня команда артистов Белгородской филармонии вместе с приглашенными солистами из Москвы и Донецка (баритон Алексей Аносов) под руководством московского режиссера Петра Татарицкого показала спектакль на трех разных площадках, демонстрируя чудеса мобильности, выносливости и преданности искусству. Мощно и красочно звучали народные инструменты Белгородского академического русского оркестра под управлением художественного руководителя филармонии и музыкального руководителя постановки Евгения Алешникова. Домры и балалайки усиливали национальный колорит оперы, и в то же время введенный в партитуру орган (солистка - Евгения Кривицкая) создавал оригинальный микст и подчеркивал контраст славянского и западного миров, противостоящих в опере.
Удивительно, но факт: в Белгородской области нет ни одного музыкального театра, и то, как горячо воспринимали жители трех городов оперу, свидетельствует, что данный жанр чрезвычайно востребован и актуален, вызывает серьезный эмоциональный отклик и понятен людям без всякого специального образования. Впрочем, режиссер Петр Татарицкий придал максимальную динамичность эпическому сюжету и создал действительно зрелищную постановку, задействовав ансамбль танца Белгородской филармонии и превратив Академический хор в полноценную массовку (солдаты, калеки перехожие, крестьянки). По сюжету на сцену выходит величественный и в то же время отягченный думами о военных сражениях фельдмаршал Шереметев, чей образ ярко воплотил известный московский бас, приглашенный солист Большого театра России Владимир Байков. Кстати, ныне здравствующий потомок - Петр Шереметев - прислал письменное приветствие и благословение спектаклю и всем участникам.
Благодаря проекту белгородцы познакомились с харизматичным баритоном Алексеем Аносовым, солистом Донецкого музыкально-драматического театра. Его персонаж - герой Савва Айгустов, бригадир Белгородского полка. В характерной роли старого солдата вышел профессиональный тенор, выпускник РАМ имени Гнесиных и одновременно один из авторов оперы - композитор Николай Бирюков, а степенного митрополита Иустина сыграл народный артист России, бас Евгений Григорьев.
Фото: пресс-служба Белгородской государственной филармонии
Зрители особо аплодировали красивым голосам солисток БГФ - Ирины Хубаевой и Натальи Воскресенской. Есть в филармонии и два отличных тенора, это бойкий Константин Кривцов (солдат-калека Антоний) и лирик Василий Задорожный (рекрут Григорий). Артисты Ансамбля танца под руководством Александра Манжолы исполнили несколько танцевальных миниатюр, оттенив вокальные эпизоды. Эти номера, специально сочиненные режиссером в тандеме с балетмейстером Мариной Амелиной, представляли колоритные сценки из жизни простых сельчан, русских женщин, рекрутов. А в финале один из танцоров взобрался на сторожевую вышку и укрепил знамя Белгородского полка, подобно тому, как 80 лет назад это сделал русский солдат над Рейхстагом.
"Нам доля выпала России послужить", - эта строчка из либретто, созданного известным историком Виктором Овчинниковым, выражает главную идею оперы. Ведь и в петровские времена, и во время Великой Отечественной войны, и тем более сейчас Белгород является форпостом, отделяющим и защищающим Россию. Особенно остро это чувствовалось в Прохоровке, где эпическое пространство, музейные комплексы с боевой техникой резонировали с темой оперы.
"Задумывая проект год назад, мы думали сделать первый показ open air, на главной площади Белгорода, при большом стечении жителей города и области, - рассказала директор Белгородской областной филармонии Светлана Боруха. - Но обстановка диктует свои правила. Тем не менее, все, кому была интересна опера, смогли посмотреть ее в прямой трансляции из Нового Оскола или приехать в Прохоровку". Действительно, на последнем представлении в зале присутствовал и министр культуры Белгородской области Константин Курганский, и сенатор Совета Федерации Жанна Чефранова. А главный хранитель архивов Российского национального музея музыки Анна Кузнецова приехала не только как гость, но и вышла на сцену Центра культурного развития "Созвездие", где состоялся торжественный акт передачи в фонды РНММ рукописи клавира оперы и афиши с автографами всех участников.
Прямая речь
Жанна Чефранова, сенатор Совета Федерации:
- Опера яркая. В эту работу вложено столько мастерства и таланта, что невозможно было не ощутить каждую ноту, каждое слово. Все движения артистов - будто живой пульс. Сценография и потрясающие костюмы удивительно передали атмосферу времени и места действия, погрузив меня в мир борьбы и любви. Каждый эпизод пробуждал во мне разные чувства - от восторга до грусти, от радости до горечи, создавая невероятный калейдоскоп эмоций и переживаний. Это было потрясающе, браво!
Совсем недавно Прохоровка вздрогнула - все мы помним, как один из вражеских беспилотников атаковал Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла, были повреждены кровля и фасад. Сегодня эта премьера буквально залечивала раны. Я всегда говорила, что искусство может исцелять. Спасибо нашим талантливым артистам и Белгородской филармонии за то, что помогаете нам обрести надежду и найти силы и исцеление в творчестве.