21.06-15.09 Музей Эрарта представляет выставку Рене Реза «Связующие нити»
Почти столетие отделяет нас от эпохи великих художественных манифестов. За последние полвека искусство не то чтобы обогатилось новыми формами, но значительно расширило свои границы, пригласив в музейные залы модную фотографию, дизайн, странные медленные танцы и какие-то лабораторные практики: в наши дни на выставке вполне можно встретить чашку Петри со слизью на дне и микроскоп.
Авангардными направлениями сегодня являются сайнс-арт с его технологическими исследованиями и различные эксперименты с использованием новых цифровых инструментов. А вот провозглашения новых «измов» в изобразительном искусстве давно уже не наблюдалось. Тем наивнее, а значит, обаятельнее и честнее видятся творчество Игоря Рязанцева и придуманный им «филумизм» (от латинского filum — «нить»).
На смену трансцендентальным идеям, которыми питалась абстрактная живопись начала ХХ столетия, пришла современная физика с довольно яркой образностью. Игорь Рязанцев, вооружившись звонким псевдонимом Рене Реза, уловил новаторский импульс великих модернистов и выступил со своей предельно простой и убедительной программой: «Все со всем взаимосвязано». Этот тезис оказался созвучным едва ли не мистическому учению о квантовых струнах, которое значительно расширило если не горизонты науки, то горизонты человеческой фантазии точно. Теория струн имеет потенциал превратиться в философскую концепцию, описывающую природу и бытие всего сущего, а значит, «филумизм» появился очень своевременно и состоялся как художественное течение, уловившее дух времени. Нить «филумизма» тянется к «всёчеству» Ильи Зданевича и «лучизму» Михаила Ларионова, а иначе и быть не может, раз уж «все со всем взаимосвязано».
В провозглашении художественного направления есть игровая, пародийная составляющая, но есть и рациональное представление о художественном процессе как едином вневременном пространстве.
Искусство Рене Реза традиционно и вместе с тем революционно. Художник отталкивается от холста, но благодаря новому инструменту на плоскости движутся не точки и линии, а некие поверхности, как в анимированных моделях, описывающих вибрации бесконечных струн. Работы автора как будто обещают нам те самые дополнительные измерения, которые свернуты в комочек и пока недоступны человеческому восприятию.
Игорь Рязанцев охотно демонстрирует свою творческую кухню, но не ждет последователей и не стремится к основанию школы. Значительно важнее то, что он продолжает жить и работать на родной земле, приумножая ее славу и охотно выступая амбассадором Тюмени. Важна в творчестве Игоря Рязанцева и своего рода художественная дисциплина: изобразительное искусство это все-таки ремесло, требующее определенного мастерства, и, следовательно, овладения инструментом. Произведения Рене Реза действительно зрелищны, поскольку помимо научно-фантастической физики в них нашли отражение и вечные поиски гармонии — примирения противоборствующих начал.
Специально для выставки в музее Эрарта художник впервые подготовил несколько объектов, выйдя за пределы картины. Невероятно любопытно, какими путями будет дальше развиваться «филумизм».
Выставка «Связующие нити»
Даты проведения выставки: 21 июня 2024 —15 сентября 2024
Музей современного искусства Эрарта
Санкт-Петербург, 29-я линия В. О., 2 Т.+7 (812) 324-08-09 erarta.com