«Лучше коротко и ярко, чем долго и тускло»: автор зеленоградских муралов рассказал о своём пути в искусство
В начале июня в Зеленоградске появился новый мурал, отсылающий сюжетом к известному мему «У меня лапки». Угадать автора уже не сложно: творческий почерк Кирилла Гейнца знаком жителям области более чем по 15 000 квадратных метров граффити. И в то же время ему самому проще считать себя рок-звездой, чем художником. Почему — читайте в материале «Клопс».
День, когда мы встретились с Кириллом, выдался очень жарким. Кажется, в такую погоду сложно вообще чем-либо заниматься, особенно физическим трудом. Художник встретил нас с баллончиком краски в руках, на самом нём была рабочая одежда — вся в ярких мазках после работы над муралом. Выглядит тоже как своего рода искусство. Отвечая на вопрос, как удаётся работать в такую жару ещё и под палящим знойным солнцем, Кирилл только загадочно улыбнулся. Но, так как мы оказались не такими устойчивыми к погодным условиям, пришлось расположиться в теньке на лавочке недалеко от дома с новым проектом.
— Кирилл, как ты начал заниматься рисунком?
— Всё началось довольно банально. Лет в 12 я увлёкся компьютерной игрой «Marc Ecko's Getting Up: Contents Under Pressure». Она была про райтера (художник, рисующий граффити — прим. ред.). Персонаж, которым надо было играть, портил стены, оставляя на них рисунки. Нанесённые им граффити, по сюжету игры, были своеобразной формой протеста. Вайб классный. И вот я тоже начал увлекаться этим видом искусства, интересоваться культурой. Купил скетчбук и стал пробовать в нём рисовать. Кстати, он сохранился до сегодняшних дней и очень ценен мне, несмотря на то, что рисунки там плохие. Хотя, для парня того возраста — всё-таки, наверное, неплохой уровень.
— Ты не занимался в художественной школе?
— Нет. На самом деле, у 90% людей, с которыми я общаюсь и кто в художку ходил, — как правило, у них обучение отбивает желание творить. Это не антиреклама художественной школы. Просто здесь нужно, чтобы человек сам хотел этим заниматься, а не учился из-под палки.
Есть ребята, которые очень здорово рисуют: они знают технику, они знают палитру, они знают цветовой круг. Могут больше меня рассказать. Но они не любят рисовать.
— А дома, вне работы, рисуешь?
— Нет! У меня многие спрашивают: чего машину не разрисуешь, стены в офисе не оформишь? Просто я как человек, который каждый день с кистью, хочу немного отдохнуть от этого. Оставляю возможность для аскезы и минимализма в своём личном пространстве. Для себя я уже тысячу лет не рисовал — чтобы взять и отрисовать эскиз в скетчбуке. Но я получаю удовольствие, когда на улице работаю и создаю работы в городе.
— Можешь рассказать про свою самую первую работу, что стало началом всей карьеры художника?
— Вся история приключилась со мной в родном городе, в Балтийске. Мне тогда было лет 19, я искал, на чём можно заработать, и нашёл стенку рядом с детской площадкой, между двумя жилыми домами. И подумал: «Если я сейчас буду рисовать, то мне, скорее всего, по шапке настучат и ещё штраф влепят». Долго думал — целых два дня.
В итоге идея родилась. Я составил петицию и в ней написал адрес дома, номера квартир и заголовок: «Я даю согласие на нанесение рисунка на доме». Я составил этот бланк, прошёлся по всем квартирам.
Я помню, одна бабушка меня впустила, напоила чаем, дала тысячу рублей и говорит: «Я в тебя верю, ты большой молодец!»
Кто-то меня посылал, но кто-то и одобрил мой творческий порыв. Плюс я ещё туда такой пунктик вписал: «Пожертвуй на нанесение рисунка». В общем, я насобирал денег — соседи мне проспонсировали хорошую сумму!
— Твоя слава началась после Чемпионата мира, когда тебе пришёл заказ — нарисовать граффити с футболистами по Калининграду?
— Да, можно сказать так.
— А как получилось, что тебе достался такой интересный проект? Вроде вот недавно по соседям донаты собирал...
—Началось всё несколькими годами раннее. Меня попросили оформить одну из подстанций на пересечении Невского с Артиллерийской. По-моему, ко мне обратились через «Авито», где я давал объявления со своими услугами, но точно не припомню, как меня нашли. Мы очень долго согласовывали, долго утверждали эскиз, потом юридические все вопросы, документы. И вот я одну из подстанций оформил.
Через год началось обсуждение, что в 2018 году надо оформить ещё несколько подстанций, украсить город к Чемпионату мира: получить дополнительный плюсик, что Калининград не просто так принимает чемпионат. Определились с подстанциями, опять очень долго согласовали, практически полгода. И так вот я оформил все подстанции.
— Сколько с тех пор прошло, лет шесть? Вот ты уже известный в регионе граффитист. Есть ли заказы, от которых отказываешься?
— Раньше я, конечно, брался за всё подряд. Сейчас отказываюсь от мелких задач, так как люблю масштаб. Если это маленькая работа, то я и ценник просто увеличиваю, чтобы хотя бы не жалко было времени. Потому что мне уже физически некомфортно, когда долго на месте стоишь. Мне надо прыгать, бегать, руками махать. Чем физически тяжелее, тем интереснее.
— Наверное, самый злободневный вопрос для всех, кто работает в творческой сфере. Сталкивался ли ты с выгоранием?
— Да. Сейчас у меня, наверное, даже депрессия. И это без шуток, я вот так анализирую. Выгорание есть, оно страшное. Причина тому — жизненные ситуации, трудности, ответственность дикая. Мне не нравится быть художником, называться им. Поэтому я выбрал более ёмкое и подходящее мне — быть рок-звездой. И философия подходящая у меня:
Жить лучше коротко и ярко, чем долго и тускло.
Нет, нет, музыкой, как можешь заметить, я не занимаюсь. Скорее это в идеологическом плане. Я в одном подкасте про современное искусство услышал тезис, который звучал так: «граффити-художники — это современные рок-звёзды». И мне так запало это в душу, что я подумал: «Блин, а ведь правда! Я не просто художник, который сидит на площади, творит, рисует». Всё-таки я ещё и в медийном плане развиваюсь. Плюс я довольно нестандартный художник и мне нравится так себя ощущать.
— Как же удаётся работать в таком состоянии?
— Я человек настроения, на самом деле. Бывают дни, скажу честно, когда проснулся и тебе плохо. И это такие масштабы ситуации, когда прям не могу работать, четыре часа стоять на объекте. И я осознаю, что завтра, в нормальном состоянии, я за час или даже полчаса справлюсь со своей работой. Это неоднократно доказывалось и проверялось. Поэтому я в такие моменты выбираю чем-то другим позаниматься. Потому что создать рисунок — это не так просто. И ещё: создавая эскиз, ты всегда вкладываешь настроение, подбираешь определённую палитру. Поэтому нужно находиться в хорошем душевном состоянии, когда работаешь.
Я занимался с психологом. И после занятий с ним прям цвета стал по-другому видеть — более яркими.
Я считаю, что у каждого человека свои проблемы. Как бы ни казался он счастливым и весёлым.
— Есть ли помимо рисования другие занятия, которые вселяют силы жить?
— Я люблю страйкбол. Это когда бегаешь и стреляешь в соперника. Пульки, естественно, ненастоящие, но могут и ухо прострелить. И вот ты бегаешь весь такой с рацией, полным обмундированием и стреляешь. Потом весь в синяках возвращаешься. Мне такое не страшно, а вот девушке, наверное, да.
Ещё обожаю по области ездить — прям хлебом не корми! Люблю выехать один, взять какой-нибудь вкусной и любимой еды, и обязательно кофе. Выезжаю к красивому месту и там отдыхаю, привожу мысли в порядок. После такого обычно намного легче работается.
— И последний вопрос, но самый важный. Что больше всего любите в своей работе?
— Мне нравится моя профессия не только потому, что я создаю работы, но и потому что она мне даёт возможность узнавать других людей. Я бывал в таких местах, в которых и не думал оказаться — и всё из-за нужных знакомств.
Пока мы заканчивали разговор, Кирилл умелыми штрихами дорисовывал шёрстку на лапах котика. Скоро новый мурал будет вызывать умиление растроганных туристов, которые даже не догадываются, какой за ним стоит многогранный и интересный автор, без всякой музыки считающий себя рок-легендой.
Основательница модельного агентства Lumpen Авдотья Александрова дала интервью «Клопс».