Франдетти против Уилсона

6 июня в 225-й день рождения А.С. Пушкина во многих театрах Москвы прошли события, посвящённые славному юбилею. Особенное приношение Поэту состоялось в "Ленкоме". Мюзикл в лёгком жанре почтил, так сказать, святую для каждого росса память светоча русской поэзии. Когда-то столицу шокировал знаменитый театральный авангардист Роберт Уилсон спектаклем "Сказки Пушкина" в "Театре Наций". Команда придумщиков проекта "Кабаре Пушкин" также предложила оригинальную форму и способ выражения любви к гению. По словам режиссёра и автора инсценировки Алексея Франдетти движущей силой этой любви явилась музыкальность самого авторского стиха. Большой джазовый оркестр под управлением Петра Востокова восседал на заднике сцены, живьём сопровождая вечер в кабаре. Композитор Юрий Севастьянов, аранжировщик Евгений Сивцов, оркестровщик Антон Гимазетдинов отвечали за музыкальное оформление, которое представляло из себя авторскую полистилистику. Сюда вошли каверы на известные классические сочинения, джаз, танго, фокстрот, арии в стиле героев мировых мюзиклов, испанские мотивы и танцевальные ритмы эстрады. Заявленный в названии стиль кабаре был честно соблюдён на сцене, превратившись в роскошную рамку для разыгрывания действа трёх маленьких трагедий - "Пир во время чумы", "Моцарт и Сальери", "Каменный гость". Эту рамку визуально очертили три маски-маскароны, которыми украшен фасад здания театра. Две симметрично расположились по верхним бокам сцены, одна - в глубине сценического пространства. Она будет изображать Каменного гостя - Командора. В фойе такая маска стояла на полу, с которой делали фото зрители. Для постановки Франдетти были вовсе не важны место и время событий, указанные в пушкинском оригинале. Глубокие смыслы гениального автора, обнажённые режиссёром, стирают границы веков и стран. Кабаре - это гипертрофированный пир, преувеличенный по-театральному - чем безудержнее веселье, тем контрастнее трагизм сути явлений. В целом ленкомовская премьера - спектакль про любовь и жажду жизни, безусловно, продолжающий традиции легендарных мюзиклов труппы Марка Захарова. Перья, блеск золота на чёрных одеяниях экстравагантных посетителей, они же гости на пиру у Вальсингама, резонировали с шикарной обстановкой кабаре в духе 20-х годов прошлого века. Столики на авансцене вырастали из пола. Сцена-трансформер поднималась стеной. Занавес служил вертикальной площадкой для карабкающихся циркачей. Сценограф Анастасия Пугашкина, соратник Франдетти по другим проектам, в тандеме с художником по костюмам Екатериной Гутковской создали шик и блеск обстановки, где, тем не менее, не потерялись великие строки Пушкина, которые произносят артисты. Пушкин мощнее любого антуража. Но и создатели спектакля должным образом, бережно отнеслись к драматургии "Маленьких трагедий", своим прикосновением ничуть не оскорбив Поэта. Самый психологически сильный эпизод - сцена Сальери и Моцарта. Сергей Степанченко и Иван Рысин - отличный подбор актёров, предельно контрастирующих по внешнему облику и характерам, созданным исполнителями. Образ Сальери - великолепная работа Степанченко. Рысин - изящный, невысокого роста, не блещущий красотой, обаятельный и ребячливый Моцарт, кажется, он и был таким - покорил собственной игрой на рояле. Фрагмент сонаты до мажор Моцарта в обработке для рояля и джазового оркестра очень симпатично прозвучал в его исполнении, создав настроение шаловливого Амадея. И, конечно, ожидаемо, "Лакримоза" из "Реквиема" также в обработке для рояля и джазового оркестра стала кульминационным моментом. Здесь обратила на себя внимание и особенная работа со светом (художник по свету Иван Виноградов). Многообразная световая партитура спектакля, интересная, выразительная, обилием игры со светом роднится с театральными работами Роберта Уилсона. В том числе, и благодаря световому оформлению спектакль превратился в яркое шоу. Огни кабаре влекут и сулят забытьё от "мрачной тишины". В финале первого акта Сальери в ярости разбивает рояль, доминирующий в центре сцены. Инструмент на глазах у зала действительно развалился на части. Сольные арии в духе классических мюзиклов исполнили Алёна Митрошина (Мери), Катерина Кучма (Лаура), Илья Халмурзаев (Вальсингам). Илья также в роли "Скрыпача" исполнил соло на скрипке. Хореографическая составляющая, согласно жанру, весома в спектакле. Хореограф Ирина Кашуба, педагог-балетмейстер Антон Лещинский, педагог по степу Вячеслав Янковский добились эффектного впечатления. Особенно запоминающиеся номера - это степ на столиках, девушки с огромными веерами из перьев и мужское танго Дон Гуана и Дон Карлоса. Через весь спектакль проходит таинственный персонаж - чёрный человек в чёрных очках (Владимир Ерёмин). Не трудно догадаться, что появляется он в момент смерти пирующих, Моцарта, Дон Гуана. Он обвиняет Вальсингама: "вы пиршеством и песнями разврата ругаетесь над мрачной тишиной". Финал спектакля двоякий, философский. Все участники после танцев, любовных игр, ночи в кабаре лежат то ли уставшие, то ли умершие. Проект "Кабаре Пушкин" - смелый творческий порыв команды придумщиков. Спектакль получился в самом хорошем смысле "дорого, богато", без пошлости и цинизма. Вот такой Александр Сергеевич явился нам в свой юбилей в театре "Ленком Марка Захарова".

Франдетти против Уилсона
© Ревизор.ru