Войти в почту

В Башкирском театре кукол поставили спектакль по эпосу "Акбузат"

В Башкирском государственном театре кукол состоялась премьера сказки "Озеро заколдованного коня" по мотивам кубаира - башкирской эпической поэмы "Акбузат" в постановке заслуженной артистки России, народной артистки Башкортостана Ольги Шарафутдиновой. Ключевая фраза - "по мотивам", так как прямого прочтения эпоса в театре быть не может. В основе - пьеса Газима Шафикова, которую для современного зрителя адаптировал Владимир Аношкин.

В Башкирском театре кукол поставили спектакль по эпосу "Акбузат"
© Российская Газета

Действие перенесено в 3025 год, когда злой повелитель вод похитил Солнце и крылатого тулпара Акбузата, обрекая землю на тьму, а людей - на вымирание. Вызволить светило и коня из неволи взялся правнук Урал-батыра по имени Хаубан, которого направляет своими советами старик Тараул. Противостоит юноше целая рать, защищающая зло: хан Масем с приспешниками, сам хозяин подводного царства Шульган. Но на помощь приходит красавица Нэркэс, которая думает, что она дочь Шульгана, а на самом деле - похищенная в младенчестве дочь Тараула. Акбузата Шульган превратил в меч, но Хаубан сумел его расколдовать, вернул тулпара на землю и освободил Солнце. Баланс добра и зла восстановился.

В спектакле использованы, пожалуй, все технические возможности обновленного Театра кукол: 3D-проекция, когда на стенах зрительного зала возникают картины подводного мира, другие мультимедийные эффекты. И все это - под музыку заслуженного работника культуры Башкортостана Эдуарда Исламова. Она не только сопровождает действие, но и усиливает эмоциональное влияние, расставляя звуковые акценты в ситуациях, в которых оказываются герои.

Пространство сцены превращается то в земную твердь, то в подводное царство благодаря золотистому занавесу-трансформеру (сценография Светланы Степановой).

Но, конечно, сказку оживляют артисты, которые работают не с куклами в руках за ширмой, а в масках (художник Наталья Бирюкова). Маски огромные, и артисты смотрят снизу, что ограничивает обзор, и им приходится ориентироваться на голос партнеров. Делают они это мастерски даже в батальных сценах, которых в спектакле немало. Для каждого персонажа хореограф Рустам Имамов нашел свой пластический образ, что вкупе с художественным решением создало возвышенный тон повествования, присущий эпосу.

Режиссер Ольга Шарафутдинова неспроста взялась за эту постановку. В 1986 году, когда "Озеро заколдованного коня" было поставлено в Театре кукол впервые, она была занята в одной из главных ролей.

- Мне бы хотелось, чтобы зрители, незнакомые с башкирским эпосом, узнали о нем, открыли для себя этот удивительный мир, - отметила она.

То, что публика "не очень в курсе", можно было понять по растерянным лицам не только детей, но и взрослых во время произнесения некоторых монологов. Наверное, все же требуется подготовка к просмотру, чтобы понимать интригу. Например, кто из персонажей кому кем приходится, как их зовут. Имена несовременные, для слуха многих совершенно непривычные. Поэтому, когда на сцене звучит имя Тараул, по залу прокатывается смешок, так как слышится как "караул".

Для Театра кукол это не первое обращение к башкирскому эпосу. Несколько лет назад его репертуар пополнился не менее зрелищным спектаклем "Урал-батыр". А кубаир "Акбузат" входит в цикл героических сказаний об Урал-батыре и его потомках. Фольклор - неиссякаемый источник для художественной интерпретации, но, что не менее ценно, он возвращает зрителей к истокам. Если очистить историю от различных наслоений, то в "сухом остатке" всегда будет диалектическое единство и борьба противоположностей: света и тьмы, добра и зла. Победит же то, на чьей ты стороне.

Фото: Пресс-служба Театра кукол