«Иностранцев нет»: как Благовещенск справится без мигрантов в торговле и такси?

В середине апреля этого года губернатор Амурской области Василий Орлов подписал постановление о запрете для иностранцев работать по патентам в транспортной и торговой сферах. Освободившиеся места предпринимателям предлагают заполнить безработными русскими.

«Иностранцев нет»: как Благовещенск справится без мигрантов в торговле и такси?
© 2x2.su

Неудивительно, что такие изменения встревожили местных жителей. Особенное беспокойство вызвал риск закрытия киосков с фруктами, которые так любят благовещенцы. Но насколько эти страхи оправданны? Мы задали вопросы администрации, экспертам в сфере предпринимательства и самим продавцам фруктов. Давайте разбираться вместе.

В чем соль?

Не все благовещенцы понимают, что такое патент для иностранца, но все довольно просто. Это разрешительный документ, который нужен людям, приезжающим из «безвизовых стран», таких как Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан, Молдова, Украина, для работы.

Как объясняло правительство Приамурья, в новом постановлении говорится о запрете на привлечение иностранных работников по патентам в отдельные виды деятельности. К ним относятся пассажирские перевозки, такси, оптовая и розничная торговля, в том числе фруктами, овощами и иными продуктами.

Именно последний пункт особенно взбудоражил благовещенцев. Повсеместно звучали вопросы: «Где же мы будем фрукты покупать?».

В магазинах и цены выше, и качество хуже, чем в киосках! - заявляли местные жители. - Ту же ягоду в супермаркетах сразу фасованную продают, сам не наберешь, и наверняка попадется несколько гнилых.

Выделяли люди и «душевность» походов в киоски:

Там продавцов уже знаешь, ведь каждый ходит в тот киоск, что ближе к дому. Я уже могу сказать мальчикам, мол, невкусный арбуз будет - обратно верну! В шутку, конечно, но это же общение. Там и выбрать помогут, и до машины донесут, если попросишь. И расскажут про всё новое, что им привезли, - объясняет свою позицию Нина Новикова, пенсионерка. - Будет жалко, если их закроют.

Ещё один страх жителей Благовещенска - такси, а точнее - возможное повышение ценника на поездки в случае сокращения количества водителей.

Стоимость поездок и так скачет, иногда доходит до каких-то непомерно высоких значений, особенно в удалённые районы. Если ещё и иностранных водителей убрать, за сколько мы будем ездить? - спрашивают благовещенцы.

Все эти вопросы мы адресовали местным властям и агрегаторам такси. Ответы нас приятно удивили. Так стоит ли переживать?

Каковы риски?

Сами продавцы из киосков, в отличие от их верных покупателей, нисколько не взволнованы. Весело отмечают, что закрываться в ближайшее время не планируют и проблем никаких нет. Люди как ходили в торговые ларьки у дома, так и ходят, и вокруг - никаких предупреждений о скором закрытии, никаких сообщений о сносе объектов.

Причина проста: в амурской столице фрукты продают вовсе не по патентам.

На территории города Благовещенска осуществляет деятельность 91 нестационарный объект по продаже овощей и фруктов. Все владельцы киосков и павильонов являются индивидуальными предпринимателями и зарегистрированы на территории Российской Федерации независимо от их национальности. Таким образом, никаких рисков закрытия данных объектов нет, - объяснили в администрации Благовещенска.

Неактуальна проблема и для такси. В одном из сервисов, который работает в Благовещенске, отметили, что работа для водителей строится совсем не так, как представляют себе многие пассажиры:

Патенты нужны иностранным гражданам для заключения трудовых договоров с российскими работодателями. Но дело в том, что в такси трудовых отношений между перевозчиками и агрегаторами нет. В регионах до 98% перевозчиков - это самозанятые водители, которые являются абсолютно самостоятельной экономической единицей: сами платят налог на профессиональный доход, сами занимаются вопросами социального страхования. От агрегатора они получают только доступ к заказам.

Возможность зарегистрироваться в качестве самозанятого есть, например, у граждан Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии (стран ЕАЭС). Они по-прежнему могут работать в отрасли, для них ничего не изменилось.

Получается, паникуют люди, по большому счету, зря. К тому же, напоминают эксперты, в области уже есть положительный пример отказа от иностранной рабочей силы - это сельскохозяйственные предприятия, которые не закрылись, а успешно продолжают работать в новых условиях. Поэтому и другие отрасли должны справиться.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

«Нет безболезненного решения»: уполномоченный по защите прав предпринимателей в Амурской области Игорь Радченко:

- В качестве примера развития ситуации можно посмотреть на сельскохозяйственную отрасль Амурской области. Для сельхозпредприятий нашего региона запрет на использование иностранной рабочей силы действует не первый год, но они не закрылись из-за недостатка рабочих рук. Можно предположить: то же самое нас ждет в сфере привычного для горожан формата торговли - фруктовых киосков и услуг такси.

Сегодня кадровый голод беспокоит все отрасли предпринимательской деятельности нашей области, и тенденция эта только ухудшается. Вопросы демографии, социального и экономического развития региона тесно переплетены между собой, поэтому простого и безболезненного решения для этого «клубка» нет. Утоление кадрового голода за счёт трудовых мигрантов - это рабочий вариант в краткосрочной перспективе. Но, к сожалению, он даёт отрицательные демографические результаты в долгосрочном горизонте.

Если прогнозировать ближайшее развитие событий, можно ожидать рост заработных плат во всех профессиях, выполнение которых невозможно на «удаленке», а также внедрение технологий, исключающих участие человека.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Есть проблемы поважнее

Агрегаторы такси - об административных барьерах

Несмотря на то, что для сервисов такси проблема запрета работы иностранцев по патентам неактуальна, есть и другие сложности.

Доля иностранных граждан, работающих в России, и без административных запретов существенно уменьшилась. Из-за снижения курса рубля по отношению к национальным валютам приезжать на заработки стало невыгодно, а переводить деньги на родину - сложнее. Трудовая миграция переориентируется на рынки Китая и Юго-Восточной Азии. Это происходит во всех отраслях в стране: в строительстве и ремонте, сфере обслуживания и т. д., - отмечают в сервисе такси, работающем в Благовещенске.

И хотя патенты и запреты на них как на отрасль в Приамурье существенно не влияют, водителей действительно может стать меньше, но по другим причинам.

Уменьшение количества водителей приведёт к тому, что стоимость поездок и время ожидания авто для пассажиров увеличатся. А новых перевозчиков на рынке не появится, так как новый закон о такси № 580 выставил российским гражданам с личными автомобилями непреодолимые административные барьеры: ежедневные медицинские и технические осмотры, которые проходить негде, путевые листы, очень дорогое автострахование, перекраска личного автомобиля в установленный цвет, что затрудняет его использование в личных целях, и другие неисполнимые требования.