Войти в почту

Прыжок в корыто: в Гослитмузее напомнили про "Уроки золотой рыбки"

Эту детскую сказку, все, наверное, знают лет с трех. И "Уроки золотой рыбки" - так называется выставка, открывшаяся в ГМИРЛИ, уже вполне усвоились: не наглей, не поддавайся на плохое, будь стойким. В этой сказке есть важный нравственный подтекст - если не вырвешься из порочного круга, то всегда будешь ползать на коленях.

Прыжок в корыто: в Гослитмузее напомнили про "Уроки золотой рыбки"
© Российская Газета

Выставка по сказке Пушкина в Доме Остроухова - это урок в картинках: из реальных исторических редкостей тут - издания "Сказок Пушкина" прошлого и позапрошлого веков, выпущенные Солдатенковым, Ступиным, советскими издательствами, старинная посуда... А все остальное - рисунки, офорты, скульптуры, фотографии. И это выглядит единым произведением искусства.

Центральный образ - море. Море житейское, которое нужно преодолевать героям сказки - и свободная стихия, откликающаяся на происходящее с главными героями. "Состояния моря" - инсталляция Елены Ионовой открывает основную часть выставки. На нескольких экранах то самое море из сказки - синее, потемневшее, слегка разыгравшееся, почерневшее...

В работах современных художников мало сказочности, но много драматизма.

Константин Батынков черной тушью набрасывает на бумагу жесткие экспрессивные сюжеты с гротесковыми персонажами и неизменной рыбкой рядом. Серия Игоря Олейникова - беспощадно назидательная. Старик и старуха безнадежно смотрят на тебя, стоя на фоне развешенной на веревке рыбы, старик, размахивая руками, доказывает что-то все тому же темно-серому холодному морю, старуха-царица пьет из золотой чаши. Рыбка от рисунка к рисунку растет - и, наконец, превращается в золотую акулу, возвращающую к самому началу ненасытную старуху, которая, обхватив руками седую голову, вновь сидит на крыльце избушки с ... золотым перстнем из царских времен на руке. Похоже, это не первая ее "ходка" в царицы. И старику не привыкать поддаваться.

На выставке многие впервые узнают, что старуха хотела стать и "римской папою" (Пушкин выбросил этот кусок в последний момент) - и скульптор Юлия Устинова изобразила ее в виде прыгуньи с вышки в папской шапочке в деревянное корыто.

Волшебные метаморфозы вокруг "Золотой рыбки" еще в XIX веке заинтересовали мастеров балета, но самая первая постановка оказалась самой скандальной. Музей Большого театра поделился с ГМИРЛИ набросками костюмов к балету Артюра Сен-Леона и перед нами на картонах неизвестного художника вместо старика и старухи - хлопец в вышиванке, казачка в сорочке и монистах. Действие шло на берегу Днепра, в балете летал ковер-самолет, вырастал алмазный дворец, и плескались русалки. Этюды Коровина к "Золотой рыбке" Горского 1903 года - "Сад царицы", "У старухи дворянки", эскизы к костюму Золотой рыбки-Екатерины Гельцер... "Напоминает былые дни старой России" - это цитата из рецензии "Нью-Йорк Таймс" на балет "Золотая рыбка" на музыку Черепнина, поставленный в Нью-Йорке в 1937-м в декорациях Судейкина. Говорили, что образ старухи в постановке символизирует государственную машину, засбоившую, поддавшуюся, а в музыке слышно то же море - слегка разыгравшееся и бушующее.

"Безграничная жажда власти приводит к разбитому корыту, а любовь и преданность, способны воскрешать", - говорит Тимур Хайрулин, один из кураторов выставки. А уроки любви и преданности ждут зрителей на первом этаже - тут россыпь иллюстраций к разным сказкам Пушкина из частных коллекций: Маврина, Кустодиев, Ротов, Ватагин...Можно, наконец, вспомнить себя трехлетнего.