В России появится кузница кадров для народного творчества

Людей, которые занимаются сохранением и развитием народной музыки, песен, танцев, частушек, сказаний, обрядов, сегодня не хватает. А оберегать и популяризировать культурное достояние народов нашей страны надо. Об этом говорили 24 мая на заседании Совета по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями при Совфеде. Там предложили утвердить государственные образовательные стандарты в области нематериального этнокультурного достояния — включить такие направления и специальности в программы подготовки кадров в образовательных учреждениях, подведомственных Минкультуры и Минобрнауки. А также активнее привлекать студентов к сбору народных сказаний, легенд и песен.

В России появится кузница кадров для народного творчества
© Парламентская газета

В условиях внешних вызовов

В России живут представители 193 этносов, которые используют почти 300 языков, напомнил зампредседателя Совета Федерации Константин Косачев, открывая заседание. Нематериальные культурные ценности разных народов — это то, что делает их самобытными и отличающимися друг от друга, сказал сенатор. И в стратегии национальной безопасности России среди ключевых объектов защиты от угроз современности, по его словам, неслучайно есть и самобытность народов России.

«И то, что приходится эту самобытность в большей степени уже не просто сохранять, а охранять и защищать от внешних вызовов, тоже, увы, явление сегодняшнего дня», — признал политик. Агрессивная политика Запада навязывает чуждые не только нам, но и подавляющему большинству народов планеты духовно-нравственные ценности, размывающие национальную и культурную идентичность народов, уверен Косачев. «И в этих непростых условиях выработка непростых мер сохранения духовных скреп путем сбережения богатейшего многообразия нематериального этнокультурного достояния народов нашей страны становится важнейшей государственной задачей», — отметил он.

Он напомнил, что в октябре 2022 года приняли Закон «О нематериальном этнокультурном достоянии». Региональные законы о сохранении нематериального культурного наследия приняты пока только в 11 субъектах, в основном там, где проживают коренные малочисленные народы. Во многих регионах эти нормы закрепили в нормативно-правовых актах. И сейчас идет работа над формированием федерального государственного реестра объектов нематериального культурного достояния. «На местах предстоит еще очень большая работа по законодательному регулированию правоотношений в этой сфере», — отметил сенатор. 

Народные песни в цифре

Особое внимание сегодня нужно уделить популяризации народного творчества, считает директор Института гуманитарных исследований Уральского отделения РАН Александр Черных. По его словам, это нужно делать через кино-, телеформат и другие массовые медиа. «Сегодня наше научное сообщество проигрывает в работе в этом направлении. Если мы посмотрим наши медиаресурсы, то какой только там информации нет, но она далека от тех научных знаний, которыми мы сегодня располагаем», — считает ученый.

Еще он обратил внимание на проблему с фольклорными этнографическими архивами в России. «По сути дела, таких архивов вообще нет. Мы обсуждали с фольклористами вопрос о необходимости цифровизации материала, который находится на бобинах, кассетах — носителях, которые не отвечают современным требованиям», — сказал ученый. Более того, в большинстве академических институтов нет даже структуры архивных учреждений, потому что в регламенте они не значатся, указал Черных. Он также призвал оказать господдержку академическим институтам и вузовским центрам, которые занимаются сохранением народного творческого наследия, проводят исследования. И как вариант — делать это через госзадания на эту тему. 

Дорогами фольклора

Сегодня стоит активнее привлекать студентов к сбору и популяризации старинных песен, сказок и так далее, считает член Комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Петр Тултаев. Он напомнил, что это обозначено как один из инструментов ранее утвержденной Концепции сохранения и развития нематериального этнокультурного достояния до 2030 года. И этот инструмент действительно может быть очень эффективным, считает сенатор. Он поделился собственным опытом, как, будучи студентом филологического факультета, во время летних каникул выезжал на практику в село. «Мы записывали старинные народные песни, сказания. Затем в ходе учебного процесса обрабатывали, систематизировали материал под руководством преподавателей. Дальше издавались сборники, альманахи. Все расходы оплачивал вуз», — сказал парламентарий.

Минобрнауки и Минпросвещения, по его мнению, стоило бы обратить на это более пристальное внимание и поддержать полноценный формат такой работы в учебных программах. Еще пора утвердить государственные образовательные стандарты в области нематериального этнокультурного достояния, уверен Тултаев. «Нужно включить соответствующие направления и специальности в программы подготовки кадров в образовательных учреждениях, подведомственных Минобрнауки и Минкультуры», — считает он. С этим согласен и Константин Косачев: «Сегодня мало специалистов в этой сфере, они во многом утрачены. И мало преподавателей и ученых, которые могли бы подготовить таких специалистов». Безусловно, эти проблемы придется решать. Поэтому по итогам обсуждения участники сформулируют конкретные предложения профильным ведомствам.