Эксперт Лункин: Церковь включена в социальную ткань нашего общества

В день святых Кирилла и Мефодия у патриарха Кирилла - именины. О том, что изменилось за 15 лет его патриаршества в положении церкви и религий в России, "РГ" рассказывает научный сотрудник Института Европы РАН Роман Лункин.

Эксперт Лункин: Церковь включена в социальную ткань нашего общества
© Российская Газета

- Годы патриаршества Кирилла - это годы становления Русской православной церкви как гражданского института, влияющего на общество. За последние 10 лет церковь стала ключевым институтом, отмеченным активным участием в социальном служении. Она настолько включена в социальную ткань нашего общества, что на нее могут опереться все. Это особенно видно в ситуациях бедствий - начиная от наводнения в Крымске и кончая помощью беженцам из Украины или участникам СВО и их семьям.

Патриарх сыграл и большую роль в становлении приходской, общинной жизни. У нас большинство приходящих в храм считают себя православными, но часто либо не знают, либо не всегда исполняют нормы церковной жизни. А патриарх активно на этом настаивает.

Значительна роль патриарха и в укреплении межрелигиозного диалога. У РПЦ ведущая роль в выстраивании этого диалога с традиционными религиями.

Среди испытаний, выпавших на долю патриарха Кирилла, я бы выделил модернизацию церковного пространства, которую называют "реформами патриарха Кирилла". Он резко увеличил количество епархий и епископов, способствовал росту числа приходов. И эта перенастройка была своего рода вызовом и для церкви, и для общества. "Реформы" вызвали появление большого числа молодого духовенства, которое надо воспитать. Чем патриарх и занимается. Мы периодически слышим его увещевания о том, как верующим вести себя в соцсетях, или советы священникам-блогерам. Это новое явление, и появилось оно в силу того оживления церковной жизни, которому он способствовал.

Вызовом для церкви стали и события, связанные с Украиной. Нужно было вырабатывать особые отношения с канонической УПЦ. Он не раз говорил, что Украина это его личная боль. Отдельная тема - раскол мирового православия, связанный с Украиной и с отношениями с Константинопольским патриархатом. Он стал своего рода вызовом, который подвиг РПЦ открыто заявлять о своих интересах и миссии в мире. В результате размежевания у Русской церкви появилась возможность организовать епархии в Юго-Восточной Азии и Африке, активизировать работу в Латинской Америке, иначе выстраивать работу в Европе. Ситуация раскола использована патриархом Кириллом для более активной миссии церкви, к которой она и призвана.

В масс-медиа и у широкой публики складывается определенный публичный образ патриарха, он меняется, но сам патриарх и принципы, которые он исповедует, я думаю, нет. И в нововведениях, которые он предлагал, он преследует одни и те же принципы. Они предполагают развитие церковной жизни в самых разных социальных и культурных направлениях и активизацию общественной роли церкви внутри страны. Во внешнецерковной деятельности он следует принципам защиты интересов и канонической церковной территории и особого внимания к миссии. А миссия церкви - проповедь. Не стоит это забывать, увлеченно обсуждая всякие политические вещи, связанные с церковной деятельностью.

В 2012 году патриарх Кирилл и церковь столкнулись с оскорблениями в свой адрес. Либеральная часть общества, критически настроенная к церкви, почувствовала усиление ее роли, это вызвало у нее болезненную реакцию и вылилось в танцах известной группы в храме Христа Спасителя. И церковь не могла не отреагировать на эти оскорбления. После этого образ патриарха стал восприниматься, конечно, в более консервативном ключе. Некоторые круги, может быть, и хотели бы сломать церковь, но монолитный и несгибаемый характер патриарха Кирилла не дал ее ни сломать, ни или разделить по политическому признаку.

И конечно, коррективы в образ патриарха Кирилла вносили украинские события, начиная с 2014 года, я. Я думаю, что они закалили патриарха, добавили ему к ответственности за судьбу церкви, большей строгости (иногда жесткости) и понимания роли церкви в жизни государства и всего Русского мира. Но это как в жизни каждого из нас: испытания накладывают свой отпечаток на человека, делая его в чем-то жестче, а в чем-то сильнее - для того, чтобы он был готов к преодолению новых испытаний. Я думаю, что все это добавило еще одну черту в его образ: он стал восприниматься человеком, поддерживающим общество, граждан, само государство, нашу культуру, именно в тот момент, когда они подвергаются жестким нападкам со всех сторон.