Войти в почту

Сергей Газаров: Как живет Театр сатиры после ухода Мастера

В этом году Театр сатиры отмечает красивую и важную дату - 100-летие с момента своего основания. Но, к радости, как это часто бывает в жизни, примешалась горечь утраты. Не стало Александра Ширвиндта. С 1970 года он был артистом Театра сатиры, с 2000-го - его худруком, а последние три года - президентом.

Сергей Газаров: Как живет Театр сатиры после ухода Мастера
© Российская Газета

Как продолжать плавание без рулевого? И почему спектакль с народным артистом все-таки сняли после его ухода из жизни? С этого мы и начали разговор с художественным руководителем Театра сатиры Сергеем Газаровым.

Не успел Театр сатиры проститься с Александром Ширвиндтом, как чуть ли не более обсуждаемой стала новость, что вы отменили вечер его памяти. Что это за история?

Сергей Газаров: Вечер памяти никто не отменял. Он состоится в день рождения Александра Анатольевича 19 июля, ему исполнилось бы в этот день 90 лет. Мы давно планировали эту дату как празднование 90-летия, но теперь, когда его не стало, мы просто соберем в театре всех, кто его знал и любил. В этот вечер на сцену выйдут друзья, коллеги и ученики Ширвиндта. Кроме этого, мы планируем повторить вечер осенью, по просьбе семьи Александра Анатольевича. Июль -время отпусков, многие могут быть не в Москве.

Я склонен думать, что люди, недоумевающие, почему мы отменили показ спектакля "Где мы?", запланированный на 3 апреля (Ширвиндта не стало за две недели до спектакля. - Прим. ред.), просто поспешили с выводами. Сейчас это модно. Все-таки для всех уход Александра Ширвиндта стал неожиданностью и эмоциональным стрессом. Ведь он динамично поправлялся, готовился выйти на сцену в этот день.

А почему спектакль все-таки отменили?

Сергей Газаров: По причинам "от" и "до" - начиная с юридических и кончая нравственными. Вообще, в традициях Театра сатиры это прослеживается красной чертой: когда ушли из жизни Андрей Миронов и Анатолий Папанов, легендарный худрук Театра сатиры Валентин Плучек не только отменил, но и снял с репертуара все спектакли, где они играли, - все 13! Точно так же в Театре на Таганке Юрий Любимов снял "Гамлета", когда умер Владимир Высоцкий. В театре незаменимые есть. По-другому просто неправильно.

В спектакле "Где мы?" изначально не предполагался второй состав для Ширвиндта. Никакой второй и третий состав не заменит уникальных артистов. Что стало с культовыми спектаклями, которые продолжали идти с несколькими составами? Это, как минимум, уже другие спектакли, а как максимум - спектакли другого качества.

Кроме того, это было бы неправильно по отношению к зрителю. Люди купили билеты, чтобы увидеть Ширвиндта, они шли посмотреть на легенду.

У вас в театре есть мемориальные гримерки, куда с экскурсиями могут попасть зрители. А память Александра Ширвиндта как-то увековечить планируете?

Сергей Газаров: Мы думаем об этом. На днях общались с его женой Натальей Белоусовой, мы в первую очередь ориентируемся на пожелания семьи. Да, может, это будет мемориальная гримерная, а, может быть, мы назовем зрительный зал именем Александра Анатольевича. Дайте время. И придумать, и создать, и согласовать.

Напрашивается вопрос о роли личности в театре. Один за одним, к сожалению, уходят мастера, мощные творческие лидеры. Театры без них становятся другими - в лучшем случае уходят в тень, в худшем погрязают в склоках... А есть какой-то иной путь, на ваш взгляд? Как театру сохраниться?

Сергей Газаров: Это сложный вопрос, который не имеет одного ответа. Я твердо могу сказать: любой новый худрук или главный режиссер все равно будет делать другой театр, хочет он того или нет. Это аксиома. Просто потому, что другой человек, другое поколение, другой взгляд, другое время. Но я абсолютно убежден, что строить его он должен с учетом прошлого опыта и традиций. Театру сатиры 100 лет, мы не можем снести все без оглядки, мы опираемся на наше наследие.

И вот здесь возникает интересный момент. Как определить преемника? Как найти худрука, который не разрушит, а продолжит дело? Александр Анатольевич, как выяснилось, озаботился этим давно, что редкость в театральном мире. Он всегда высказывался против ситуации, когда худруки держатся за кресло до последней минуты, много раз об этом говорил в свойственной ему манере.

Вообще, как он меня привел в Театр сатиры, это отдельная история. Сначала он захотел посмотреть моего "Ревизора" в "Табакерке". Я узнал об этом, позвонил ему. А мы никогда до этого не были знакомы лично. И первое, что он мне сказал: "Ты чего не звонишь, куда пропал-то?" Вот в этом весь Александр Анатольевич!

"Ревизор" ему очень понравился. Через какое-то время он пригласил меня и спросил: "Ну а как ты вообще?" Я растерялся: "Что вообще?" И только тут стал понимать, о чем он собирается со мной говорить. Он сказал мне тогда важную фразу: "Я понял, ты сможешь продолжить наше дело". Три года мы работали вместе, все тонкости он передавал мне буквально из рук в руки - и это, наверное, были самые счастливые мои дни.

При этом вы ведь не его ученик и даже не были артистом Театра сатиры. Получается, человек со стороны.

Сергей Газаров: Понимаете, какая штука. У меня был учитель, Олег Павлович Табаков. Он сделал меня тем, кем я стал. Такой же по значимости для меня человек - Александр Анатольевич Ширвиндт. Он меня пригласил в Театр сатиры, у него я получал благословение на каждый спектакль, он фактически стал моим крестным отцом в качестве худрука Театра сатиры. Именно благодаря мудрости Александра Анатольевича мне удалось обойтись без разрушений и революций.

Все-таки хотелось бы, чтобы продолжатели дела имели в душе, как минимум, какое-то тепло, а лучше любовь к своему предшественнику. Чтобы это были последователи, ученики. Как, например, Володя Машков - абсолютно точное назначение, причем самим Олегом Павловичем. Табаков ведь тоже размышлял - кому он все оставит? А у него достаточно хороших учеников. Володя не делает новый театр, он продолжает театр Табакова - да, другой, но в том смысле, что он учитывает сегодняшние реалии. Олег Павлович нам часто говорил: "Чем чаще в окошко смотрим, тем лучше". А в Театре сатиры нужно еще учитывать его 100-летнюю историю, уникальные особенности.

А в чем особенности?

Сергей Газаров: Театр сатиры нельзя отнести просто к хорошему драматическому театру, он единственный в своем роде. Расположенный в здании конного цирка братьев Никитиных, с зеркалом сцены в 15 метров и зрительным залом на 1206 человек. В этом театре в свое время собралось абсолютное большинство любимейших артистов страны: Миронов, Папанов, Менглет, Аросева, Васильева, Пельтцер, Державин. Здесь "Карлсон" в постановке Спартака Мишулина идет 56 лет! С чем все это можно сравнить? Мы уникальны. Особенным должен быть и репертуар.

Продолжатели дела должны иметь любовь к своему предшественнику. Лучше чтобы это были последователи и ученики

Здесь, кажется, все просто. В Театре сатиры зрителю должно быть весело. Нет?

Сергей Газаров: Многие ассоциируют Театр сатиры с шутками и легкостью. Но я в таком случае всегда задаю вопрос: здесь работали великие драматические артисты, цвет и гордость нации, как же они задерживались в театре, который вроде бы не предполагал ничего серьезного? В Театре сатиры шел и "Лев Гурыч Синичкин", и булгаковский "Бег". Шли "Клоп" и "Баня" Маяковского. И одновременно - "Самоубийца" в режиссуре Валентина Плучека, спектакль снимали несколько раз. Для меня крайне важен вот этот диапазон репертуара.

Для себя я понял: раз люди - а так сложилось на протяжении десятилетий - ждут от нас легкости, то мы не должны их разочаровывать. Мы сохраняем этот подъем, веселье, цирковое "ап!", но при этом выходим и в глубину. Поэтому у нас в репертуаре появились Чехов, Булгаков, поэтому мы выпускаем Салтыкова-Щедрина и Лермонтова.

"Сны мальчика" по Салтыкову-Щедрину - последняя на данный момент премьера Театра сатиры. Но ведь и ваша первая постановка здесь была по его произведениям?

Сергей Газаров: Да, когда Александр Анатольевич впервые пригласил меня в этот самый кабинет и предложил что-то поставить, я озвучил ему несколько вариантов. И он выбрал "Балалайкина и Ко", сказал: "Мне кажется, это наше". "Сны мальчика" - это второй наш спектакль по классику, его поставил молодой режиссер Евгений Закиров. Я никогда не думал, что Салтыкова-Щедрина можно представить таким - добрым, теплым, круглым. Вот это и есть настоящая сатира, а не когда мы держим фигу в кармане - "ааа, вы знаете, на кого мы намекаем"? Театр все-таки должен по-другому жить, он должен быть с человеком.

Зрительский интерес к Театру сатиры сегодня чувствуется?

Сергей Газаров: Как бы высокопарно мы не относились к искусству, главное в театре - зритель. В театре по этой части существует всего один закон: если зритель на спектакле ничего о себе не узнал - о себе! - считайте, что вы проиграли. С чего мы начали, когда я только сюда пришел? Со спектакля "Арбенин. Маскарад без слов" по Лермонтову в постановке Сергея Землянского. Честно скажу, шли на грани фола: либо провалим все, либо зритель скажет - "это что-то совсем новое". К счастью, случилось второе. Спектакль с Максимом Авериным очень любим зрителем. Хотя в нем - ни одного слова.

Абсолютный шлягер сезона - "Иван Васильевич" по Булгакову. Постоянно просят играть "Лес" с Аленой Яковлевой и Юрием Васильевым, по всей Москве гудит сейчас "Пигмалион" Виктора Крамера. А какой интерес вызвал "Кабачок Сатиры" по мотивам культовой телепередачи! По просьбам зрителей мы повторяли его несколько раз. И - вы не поверите - из года в год аншлаги на "Укрощение строптивой", последний спектакль Валентина Плучека. У этой постановки даже есть свой фан-клуб.

Мы совершенно по-особенному развиваем и "Чердак Сатиры", где создается близкий контакт между зрителем и артистом, и темы выбираются другие, чем на Основной сцене. Спектаклям для самых маленьких мы отдали отдельную сцену, она так и называется "Детская сцена Театра сатиры", с нее когда-то начинался Театр Армена Джигарханяна: там идут детские спектакли по классике и по современным пьесам.

Сейчас мы готовимся запустить инклюзивный проект для незрячих людей, тифлокомментирование, чтобы люди с ограниченными возможностями могли приходить к нам на спектакли. Хочется, чтобы к нам приходили как домой. Я уверен, театр - дом не только для артистов, но и для зрителей.

Сергей Газаров: Благодаря мудрости Александра Ширвиндта мне удалось на посту худрука обойтись без разрушений. Фото: Пресс-служба Театра сатиры

Какие премьеры ждать в ближайшее время?

Сергей Газаров: Мы готовимся к 90-летию Александра Ширвиндта - к 19 июля, а уже 1 октября откроем новый сезон и отметим 100-летие Театра сатиры большой праздничной программой - в ней будет занята вся труппа. В ноябре сыграем премьеру "Севильского цирюльника". И, кстати, возвращаясь к заменимости и незаменимости в театре, - я года полтора назад предлагал Александру Анатольевичу поставить в новом прочтении "Женитьбу Фигаро" - это же культовый спектакль, легенда. Он меня слушал, слушал, а потом сказал: "Нельзя. Без Андрюши (Миронова. - Прим. ред.) нельзя". Это я запомнил и больше к нему с этим вопросом не приставал. Но Фигаро же есть и в "Севильском цирюльнике". "Это пожалуйста, делайте!"

Параллельно мы начали репетировать комедию Эдуардо де Филиппо "Филумена Мартурано", играю я и Алена Яковлева, с которой мы будем три часа ругаться на сцене. Примирить нас взялся режиссер Виктор Крамер. К маю следующего года хотим поставить "Собачье сердце". Режиссер я, художник - Александр Боровский, который уже придумал потрясающее решение пространства. В роли Шарикова - Федор Лавров.

Новые спектакли по произведениям Гоголя и Бунина появятся на "Чердаке Сатиры", а для малышей на Детской сцене - "Кот в сапогах". У нас расписан и следующий сезон: мы планируем на два года вперед.

Когда вас назначили худруком, к Театру сатиры присоединили "Прогресс-сцену Армена Джигарханяна". Анонимные телеграмм-каналы пишут про раскол трупп...

Сергей Газаров: Знаете, для меня люди давно разделились на две части: одни работают, другие их обсуждают. Не скрою: я счастлив, что отношусь к первой группе. Я свои взгляды отстаиваю только работой. Это правило Олега Павловича, которое я никогда не нарушу. Никакой другой формы ответа у творческого человека не может быть. Мне не приходит в голову, сидя в своем кабинете, обсуждать другие театры, худруков, директоров. Во-первых, у меня много работы и нет времени на эту ерунду. А во-вторых, снова процитирую Олега Павловича: "Не нарушайте театральную этику. Нельзя обсуждать, а тем более осуждать коллег. Это запретная территория".

Мне бы хотелось, чтобы определение "театр радости" задержалось. Но радости не от шуток и острословия, а от встречи с русским искусством

Слияние двух трупп всегда процесс болезненный. У нас случился в некотором смысле прецедент: труппа Театра сатиры стала почти в два раза больше. Требуется время, чтобы театр стал единым организмом. Однако я рад, что у нас теперь почти 120 человек. И четыре сцены с разной концепцией. Потому что артисты Театра сатиры могут играть в разножанровых спектаклях и быть задействованы без простоев. Для артиста главное - выходить на сцену, и как можно чаще. Приходите и посмотрите "Сны мальчика. Сказки Щедрина", там шесть человек, все в масках. И попробуйте угадать - кто из Театра сатиры, кто из "Прогресс-сцены"? Полное взаимопонимание. В этом наша сила.

Вы как-то сказали, что Театр сатиры - это театр радости. Это можно назвать миссией, напутствием во второе столетие?

Сергей Газаров: Наш театр всегда приносил радость людям. Этим он запомнился, за это любим. Мне бы хотелось, чтобы определение "театр радости" задержалось, именно радость и спокойствие мы должны нести в сегодняшнее время, причем радость - не от шуток или острословия, а от встречи с русским сценическим искусством, с великой русской культурой.

Есть такой важный документ, подписанный нашим президентом, - "Основы государственной культурной политики". В нем говорится, что культура является основой экономического процветания и государственного суверенитета, она защищает идентичность и единство общества. Без языка и культуры невозможны ни экономика, ни образование, ни одна отрасль хозяйства страны. И театр - часть этого целого, часть культуры и той самой мягкой силы, которая влияет в том числе и на мировые процессы. Я рад, что Театр сатиры переходит во второе столетие, оставаясь на острие: не только на острие культуры, современности и запроса времени, но и на пике любви зрителя.