Войти в почту

В Ярославле показали будущее театральной России

На неделю Ярославль превратился в столицу театральной молодежи.

В Ярославле показали будущее театральной России
© Российская Газета

В город на Волге на XV Фестиваль "Будущее театральной России" (БТР-24) приехали студенты 16 школ и вузов культуры из Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Воронежа, Нижнего Новгорода, Перми, Уфы, Новосибирска и Хабаровска.

БТР проводят в Ярославле - городе, где был создан первый русский профессиональный театр, - с 2009 года. Учредители фестиваля - Российский государственный академический театр имени Федора Волкова и Ярославский государственный театральный институт имени Фирса Шишигина. Фестиваль поддерживают Министерство культуры России и правительство Ярославской области.

Как отмечают организаторы фестиваля, Ярославль - родина не только русского театра, но и первой театральной публики в России, поскольку Федор Волков создал именно публичный театр. В этом году ярославцам показали 21 студенческий спектакль. Причем к традиционной волковской сцене фестиваля добавились и другие площадки: учебный театр Ярославского государственного театрального института имени Фирса Шишигина и сцена в Ярославском областном Доме актера имени Сергея Пускепалиса.

- Я счастлив, что этот фестиваль проходит уже 15 лет - по сегодняшним временам огромный срок. Я горжусь своими коллегами, которые его сохраняют. Это очень важно и для нас, и для студентов, - отметил ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий. - Ребята из всех школ могут показать свои лучшие работы. И нет здесь разницы между "брендовыми" вузами и вузами из провинциальных городов - это прекрасно.

БТР - это не только шанс себя показать, но и возможность набраться опыта от профессионалов

Именно студенты Школы-студии МХАТ, которые не пропустили ни одного из 15 прошедших БТРов, открыли программу фестиваля на сцене Волковского театра. Первым спектаклем стало музыкальное представление "Секрет бу-дуби-ду". За этим подчеркнуто детским названием скрываются, как заметили сами студенты, "терапевтические" истории для детей.

- Мне приятно, что форум открывается спектаклем Школы-студии МХАТ, но здесь главное, что он соответствует слову "открытие", - заметил Игорь Золотовицкий. - Это спектакль, созданный самими ребятами. Мы сейчас говорим, что они должны быть разносторонне образованными, уметь воспроизводить на сцене разные жанры. Постановка "Секрет бу-дуби-ду" - это пять опер, которые написали ребята, и они сами в них играют и поют. И, что важно, это такая семейная история - с возрастной маркировкой 6+.

А вообще за семь дней ярославские зрители увидели драмы и комедии, традиционные и новаторские постановки для детей и взрослых. И главное - что все представленное было сделано с душой, задором и полной самоотдачей молодых актеров.

Но БТР - это не только шанс себя показать, но и возможность набраться опыта от профессионалов.

- Каждый раз, готовясь к фестивалю, мы придумываем что-то новое, - подчеркнул художественный руководитель Российского театра драмы имени Федора Волкова Валерий Кириллов. - Студент должен уехать отсюда с профессиональным багажом, получив новые знания. Например, в этом году к нам приехал наш друг Фабио Манголини - итальянский специалист по комедии дель арте. Его опыт (а он много работал в Европе и Америке), несомненно, востребован. Хочется, чтобы у нашей театральной молодежи, театрального студенчества была уверенность, что они нужны в профессии.

Мастер-класс Фабио Манголини - педагога по пластике commedia dell.arte - вызвал большой ажиотаж у участников БТРа. Фабио учил создавать яркие образы через пластическое выражение, передавать эмоции и настроение персонажа с помощью движений тела и жестов. Мастер провел несколько игр, чтобы помочь каждому лучше понять и воплотить в жизнь идеи комедии дель арте.

- Фестиваль развивается на основе уже сложившихся традиций. И среди них - образовательный проект "Шишигинская школа-интенсив". Он появился в 2022 году и носит имя Фирса Шишигина - основателя ярославской театральной школы, выдающегося режиссера и педагога, - рассказала ректор Ярославского государственного театрального института Татьяна Ерохина. - В рамках этого проекта мы собираем студентов провинциальных театральных школ, которые могут познакомиться с новыми для себя методиками, практиками. Это способствует обмену опытом. В этом году интенсив посвящен сценической речи - очень важной составляющей актерской работы.

С театральных подмостков - на биржу

В 2021 году по инициативе Сергея Пускепалиса, который был тогда художественным руководителем первого русского театра, БТР дал старт специальному проекту - "Всероссийская актерская биржа". Ее цель - помочь выпускникам театральных школ в будущем трудоустройстве. Ведь на фестиваль приезжают руководители театров из многих российских городов. Посещая спектакли, они могут оценить потенциал молодых актеров и пригласить их на работу.

- Это очень важный проект. Даже ведущие театральные вузы не могут похвастаться стопроцентным трудоустройством, - поделился ректор ГИТИСа Григорий Заславский. - Мы заинтересованы в том, чтобы, выбирая самых талантливых людей из всех регионов России, мы кого-то потом все-таки возвращали. И чтобы для них такое возвращение не было символом какого-то неуспеха. Я рад, что инициатива Сергея Пускепалиса, которую затем поддержала министр культуры Ольга Любимова, - создание "Всероссийской актерской биржи" - продолжает осуществляться.

На "Всероссийскую актерскую биржу - 2024" снова приехали художественные руководители, главные режиссеры и директора театров страны.