Святые отцы - о том, как помочь страдающему от алкоголизма и наркомании
18 мая - день иконы "Неупиваемая Чаша", спасающей при алкоголизме, наркомании. Помогает образ не только самим страдающим от зависимости, но и в тех случаях, когда пьющий или употребляющий наркотики не готов взглянуть правде в глаза и катится к гибели, увлекая за собой всех оказавшихся рядом. "РГ" - Неделя обобщила опыт, как жить и молиться образу Божией Матери "Неупиваемая Чаша", если хочешь помочь близкому, страдающему от недуга зависимости.
1. Алкоголизм, и особенно наркомания, требует от родственников незамедлительной реакции. Во-первых, обращения к врачам и реабилитологам. Во-вторых, противодействия духовного. Не обольщайтесь: промедление и беспечность убийственны для всех. Но, приступая к "взысканию погибающего", надо получить благословение у священника, знакомого с проблемой. Это благословение не раз поддержит вас в минуты отчаяния.
2. Помните святоотеческую истину: надо бороться не против грешника, но против греха, уродующего человека. Относясь к ближнему как к духовноболящему, нуждающемуся в вашей поддержке и понимании, надо осознавать, что от вас потребуется жертвенная любовь. Надо быть готовым к тому, что придется много терпеть - как от самого больного с его пагубной страстью, так и от тех духовных сил, чья задача - погубить людей: и больного, и вас. Борьба за душу близкого потребует от вас подвижнических усилий, напряжения всех сил, использования всего духовного опыта. Остерегайтесь относиться к этому как к бытовому, житейскому, обычному делу. Происходящее называется "духовной бранью", то есть духовной борьбой со страстями, мешающими приближению к Богу. "Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить", - предупреждает апостол Петр. Но, повторюсь, борьба эта не против человека, даже самого закоренелого в своих преступлениях. Борьба эта против греха, против страстей, против "духов злобы поднебесных".
3. Святитель Филарет (Дроздов) говорил, что с советом можно идти к человеку только тогда, когда его сердце для тебя открыто. Специфика алкоголизма и наркомании такова, что зависимый находится в стадии отрицания своей болезни, сопротивляясь всем попыткам его излечить. Чаще всего он даже не желает разговаривать на больную тему. В таких случаях достучаться до человека можно только молитвой. Про то, как именно надо молиться, точнее всего сказал Фома Аквинский: "Молиться надо так, будто все зависит от Бога, а действовать так, будто все зависит от нас".
Воздержитесь от прямолинейных советов, не произносите: "Вот я, например..." Лучшая педагогика - педагогика опосредованного, непрямого действия. Отцы Церкви советуют: учи другого, осознавая, что сам еще учащийся, ибо кто совершенно победил грех? Возьмите за правило всегда обращаться к Богу с мольбой: "Господи, вразуми, что мне сказать, как поступить".
Помните: сила уговоров, увещеваний ограничена. Во-первых, потому что душа врачуется только через очищение сердца, то есть через покаяние и причащение. А до этого у больного еще долгий путь. Во-вторых, зная, видя ваши недостатки, слабости, больной охотно отнесется к вашим поучениям как к пустым словам - нет пророка в своем отечестве. Старайтесь никогда не опускаться до уровня разговора болящего, если он позволяет себе оскорбления в вашу сторону, ругань, учитесь сдержанности.
Успех борьбы в том, чтобы, оступаясь и падая, снова вставать и идти
Будьте внимательны в отношении времени и места увещевания. Так, период абстинентного синдрома (похмелья) или ломки у принимающего наркотики - не время для словесного вразумления. Не каждый согласится, чтобы его недуги стали предметом обсуждения на людях, при посторонних. Вот что советовал своей духовной дочери игумен Никон (Воробьев): "Если он пьет, он уже раб своей страсти. Один, своей силой избавиться он не может. Нельзя требовать от него здоровья, когда он болен, ты должна не ругать, когда он пьян, а молчать, чтобы не вызвать его на что-либо худшее. А в трезвом состоянии ты должна не пилить его, а совместно обсудить, как вам быть, чтобы общими усилиями победить его слабость".
4. Вглядитесь в себя: не являетесь ли вы сами рабом какой-либо многолетней страсти? Не скажет ли вам обуреваемый алкоголизмом или наркоманией: "Врач, исцелись сам". Чтобы ваше слово имело силу, нужно обладать опытом поражения страстей, для этого надо читать труды святых отцов по аскетике.
Возделывайте себя. Священники, работающие с больными алкоголизмом и наркоманией, говорят: искреннее покаяние в церкви даже одного члена семьи, его усердная молитва незримо улучшает всю ситуацию в семье зависимых. Наложите на себя пост, усильте молитву, чаще исповедуйтесь и причащайтесь. Но удержитесь от того, чтобы тыкать своей вновь обретенной "праведностью" другим, это признак незрелости, самомнения, гордыни - той же самой, что привела вашего близкого к алкоголизму или наркомании.
5. Чудеса Божии возможны, их много, они везде. Но Бога невозможно понудить на чудо, а вот принуждать себя на труд, труд духовный, мы обязаны. Господь, желающий всем спастись, знает Сам, когда явить Свое милосердие нам, вопиющим к Нему. "Не устрашайся, - пишет преподобный Иоанн Лествичник, - хотя бы ты падал каждый день, и не отходи от путей Божиих. Стой мужественно, и Ангел, тебя сохраняющий, почтит твое терпение". Помните, "каждое сопротивление страсти ослабляет ее" (святитель Игнатий Брянчанинов).
Вы взялись за труд крайне сложный. Вы соработники Бога по спасению души, личности. А личность наркомана или алкоголика может быть уже в распаде, под сильнейшим демоническим воздействием. Демоны же не терпят молитвы, святыни. Потому так трудно получить согласие болящего на причащение, ведь Причастие - самое всесильное оружие в этой борьбе. Пусть вас не покидает вера, что придет время, когда вы сможете сказать: "Близкий мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся". Молитесь и верьте.
Кстати
Икона Богородицы "Неупиваемая Чаша" известна с 1878 года. История первого чудесного исцеления отставного солдата, крестьянина Тульской губернии Ефремовского уезда, пьющего так, что у него отнялись ноги, сначала была изложена монахиней Введенского Владычного монастыря г. Серпухова Елизаветой. Позже чудесный случай с отставным солдатом невероятно тактично по отношению к запойному служивому изложит И.С. Шмелев в своей повести "Неупиваемая чаша". Следующим зафиксированным случаем исцеления после молитв образу "Неупиваемая Чаша" стало избавление от запоев московского купца Стефана Федоровича Федорова, который из благодарности за излечение украсил икону "сребропозлащенной ризой". Сегодня из подтвержденных случаев исцеления от алкоголизма, наркомании и игромании по молитве перед иконой "Неупиваемая Чаша" можно составить тома. А списки образа Богородицы "Неупиваемая Чаша" есть во всех храмах, многие братства трезвости носят имя в честь иконы, молитвенный опыт перед образом священники, занимающиеся реабилитацией зависимых, вписывают в 12-шаговую систему борьбы с зависимостью.