Настало «Время»
20 мая – 125 лет со дня рождения выдающегося художника Александра Дейнеки. В честь этого события в выставочном зале Курской государственной картинной галереи открылась выставка «Время Дейнеки». На ней побывала наш корреспондент Елена Гамова, которая делится впечатлениями с читателями. Портрет в полифонии «Время Дейнеки» – это целый цикл культурных мероприятий: художественная выставка, лекционная сессия, концерт джазовой музыки. Выставка стала центральной частью проекта. Курская коллекция произведений Александра Дейнеки уникальна и многочисленна. В экспозиции собрано около двухсот произведений живописи, графики, скульптуры, книжной иллюстрации и, конечно, работ монументального и дизайнерского характера. – Всё это разнообразие демонстрирует полифоничность дарований художника, который, несмотря на такое многообразие, умел сохранять абсолютно узнаваемое дейнековское стилевое единство, подчёркивающее масштаб его личности, – говорит автор экспозиции Ирина Цуканова. Структура выставки делит творчество художника на десятилетия, однако визуальный ряд лишён жёсткой хронологической последовательности. Скорее, это воспоминания, путешествия то в прошлое, то в настоящее, возможность окунуться в атмосферу тех лет, понять, каким видел Курск Александр Дейнека. Более важным было передать атмосферу провинциального города, в котором рос Дейнека, объединив произведения по стилистическим признакам. Выразить настроение грандиозных революционных перемен в стране, с их низвержением старого и созиданием нового. Представить себе, как проходило обучение во ВХУТЕМАСе, с бесконечными поисками студентами заработка и нового художественного языка, не похожего, как им тогда казалось, на пропахший нафталином язык старых академиков. То есть как бы попытаться заглянуть в «тайную дверь» воспоминаний художника. Ощутить присущую ему энергию движения. Испытать искренний восторг перед жизнью и восхищение ритмом этого непростого времени. Известная влюблённость мастера в современность, в спорт, в технику, в труд «счастливого человека» позволили объединить часть произведений по тематическим признакам: спорт, труд, авиация. Авторам проекта хотелось предоставить возможность зрителю убедиться ещё и в современности и авангардности художественного языка Дейнеки. Веласкезочка Дейнеку считают одним из самых «телесных» советских художников. В отдельном зале зритель станет свидетелем творческого диалога советского живописца и испанского мэтра XVII века Диего Веласкеса. В экспозиции представлена картина «Натурщица». Александр Дейнека написал её в 1936 году. Говорят, что Дейнека в шутку называл героиню своей работы «моя Веласкезочка», ведь картина отсылает к шедевру «Туалет Венеры» Диего Веласкеса, которая находится в Лондонской Национальной галерее. Специально для выставки художники-реставраторы галереи Михаил Денисов и Илья Дворников сделали её музейную копию. Таким образом, представленная «Натурщица» 1936 года, которую Дейнека в шутку называл «моя Веласкезочка», продолжает многовековое состязание художников на тему «лежащей Венеры». Мозаики и графика Давно в картинной галерее не выставлялась мозаика. Упущение исправлено – на этой выставке две мозаики. Одна из них флорентийская мозаика «Лыжники». Картина создана в 1950 году. «Парашюты в небе» – римская мозаика. Отличие – в способе набора. Римская мозаика – это всем нам привычные «квадратики». «Парашюты в небе» – работа 1938 года. Уникальность выставки – в изобилии графики, графику в музеях показывают редко. Это связано с условиями хранения, с ритмом экспонирования – сейчас показали. Когда в следующий раз покажут – большой вопрос. Потому что у графического листа ограниченный период экспонирования. Дальше он должен отдыхать, храниться, потому что это бумага. Бумага очень легко портится – её ничто не защищает, кроме стекла. Поэтому выставку надо смотреть как можно скорее всем и каждому и знакомиться с творчеством Дейнеки разного времени – от самых ранних до самых поздних работ. Самая поздняя – портрет инженера. Это 60-е годы ХХ века. Кот пробрался к зрителям Три иллюстрации в одной композиции – иллюстрации к басне Крылова «Кот и повар». Стоит отметить, что они не были опубликованы. Тем не менее этот кот есть сегодня даже на сувенирной продукции. Мяукает, ползает! Рисунок цветной тушью Дейнека сделал в 1922 году для издательства Вхутемаса, как и рисунки к басне «Крестьянин и смерть». Басня «Кот и повар» издана не была, а вот басня «Крестьянин и смерть» с автолитографиями Дейнеки отпечатана в количестве 1500 экземпляров в типографии Московских высших государственных художественно-технических мастерских. Во ВХУТЕМАСе Дейнека учился в классе Фаворского – знаменитого графика, потому работал во всех графических техниках. Потом эту графическую «сноровистость» переносил на живописный язык. Как художник-график Дейнека работал в журналах «Смена», «Прожектор». Работал и в детских изданиях. В экспозиции представлены рисунки для журнала «Искорка» – Красная площадь с аэропланами. Рядом два рисунка из детских книг – их иллюстрировал Александр Дейнека. В то время был популярен жанр «книжка-картинка». Художники выступали и авторами сюжета. Девушки в противогазах – иллюстрация к книге Дейнеки «Красная Армия». Иллюстрация к книге Уральского «Электромонтёр». Далее две курские работы. И вот мы видим плакат и эскиз фрески по сырой штукатурке – 1939-й год. – Здесь уже начинается движение. Динамикой заряжены даже неподвижные фигуры, – говорит директор галереи Игорь Припачкин. – Динамическое начало развивается всё больше и больше. И вот уже фигуры шагают, двигаются. На знаменитой картине «Футболист» движение перешло в полёт. В экспозиции представлены графические листы. Люди на фоне летящих самолётов ныряют, прыгают в воду. Это Севастополь. Над лодками пролетают самолёты. В записных книжках 30-х годов Дейнека описывал ощущение полёта. Рассказывал о том, что самолёты пикируют, делают виражи, пролетая над пляжем, лётчики машут отдыхающим. И люди машут в ответ и улыбаются. Это ощущение великолепно передано на картинах. Курские степи Большая серия работ 30-х годов связана с Курском. Живописная работа «Осенний букет» из серии «Сухие листья». А вот фрагмент дома Александра Дейнеки. «Мать и сестра» написана в 1954 году с фотографии 1936 года. Сестра Анна Александровна – в платье, привезённом Александром Дейнекой их Парижа. Картина 1937 года «Деревенские ребята». Мы можем увидеть, как она создавалась – представлены эскизы. Дейнека передаёт солнечный свет – белёсый, очень яркий, тёплый. На нас внимательно смотрят загорелые, здоровые ребята. О чём они грустят. На заднем фоне видим срубленное дерево. – В 30-е годы ввели налог на плодовые деревья, – рассказывает Игорь Припачкин. – Жители сёл, чтобы не платить деньги, срубали яблони. Возможно, перед нами именно эта история. На другой картине – осень, река с коровами, наверное, Тускарь. Видим, как течёт, движется река. А вот закатный вечер в полях. Видимо, наша курская степь. Пионер во всём! Интересна история картины «Пионер». На переднем плане – мальчик. Ребёнок смотрит на летящие самолёты. Рядом – книга, которую он отложил. В 1935 году картина была подарена автором Курской картинной галерее и попала на крупную персональную выставку только через десять лет. Она стоит у истоков темы «дети и самолёты», обозначенной в рисунках и иллюстрациях 1920–30-х годов, когда Дейнека работал над книжкой «В облаках». На картине мы видим мальчика из Севастополя. – Работа попала на крупную персональную выставку только через десять лет, – рассказал Игорь Припачкин. – В свой первый приезд в Севастополь в 1934 году Дейнека писал жене Серафиме: «Нашёл себе приятеля, он знает Пушкина, просвещает меня. Загорелый до черноты! Я его всё время пишу». Название картины имеет двойное значение. Пионер – это первый. Юный житель Севастополя стал свидетелем развитии авиации. Очень интересны композиции на тему полётов. В них часто отсутствуют опорные «оси» – горизонтали и вертикали. Спортсмена в прыжке все могут представить. А прыжок с парашютом или самолёт на фоне облаков, каким его можно увидеть с другого летательного аппарата, мы видим только на картинах нашего знаменитого земляка. На картине «В воздухе» – краснокрылый гигант – АНТ 25, который совершил самый долгий перелёт. Собственно, перелётов было два. Первый совершал Чкалов – вылетев из Москвы, лётчики приземлились в Северной Америке, поставив рекорд дальности. Затем был экипаж Громова, который пересёк ещё и Америку. Они летели через Северный полюс. Ощущение, что у вас под ногами воздушная яма. Ты понимаешь, что это самолёт, он не летит. Ощущаешь потерю почвы под ногами! Кстати, у этой работы тоже двойное значение. Ведь в воздухе не только самолёт, но и зрители. Мы видим воздушный корабль как бы с облаков. Дейнека заставляет нас представить себя в кабине самолёта, который летит выше и наблюдает за происходящим. Эта картина впервые была выставлена на выставке «Индустрия социализма», пропагандировавшей результаты первых пятилеток, большой индустриальный скачок, который совершила СССР в середине 30-х годов. «В воздухе» – это картина и о первенстве СССР в воздушном пространстве. Война – Тяжёлым и в то же время славным периодом в моей жизни, как, вероятно, у большинства, был период Великой Отечественной войны. В эти годы я сделал, может быть, самые любимые мои вещи. Такие, как «Оборона Севастополя», «Окраина Москвы» и ряд рисунков, которые ещё лежат у меня в папках. Война помогла мне заговорить во весь голос, – вспоминал Александр Дейнека. В феврале 1942 года, вернувшись с фронта из-под Юхнова, он приступает к созданию титульной работы этого периода – «Оборона Севастополя». Толчком к её написанию послужила увиденная фотография панорамы разрушенного когда-то прекрасного города, с которым у художника было связано много воспоминаний. Дейнека очень любил Севастополь. Не раз там работал. Конструктивная идея картины родилась сразу. На выставке представлен эскиз-набросок для огромного полотна (2×4 м), которое было закончено осенью того же года к выставке «Великая Отечественная война). Представлены и фронтовые зарисовки «Кресты», «На рытье окопов». КСТАТИ Вернисаж посетила Вера Петровна Дейнека – племянница художника, дочь его родного брата. Вера Петровна живёт в Курске, её дом расположен неподалёку от места, где жил её знаменитый дядя, наш земляк Александр Дейнека. У Дейнеки было много учеников, но никто из них не смог повторить учителя. Повторить Александра Дейнеку невозможно в принципе. На него не похож ни один художник. Дейнека всегда будет стоять особняком. Посетить выставку можно по адресу: город Курск, улица Радищева, 85, до 7 июля. ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА – Я рада поздравить коллег – команду галереи – с замечательным проектом «Время Дейнеки», приуроченным к 125-летию со дня рождения нашего земляка, выдающегося художника Александра Дейнеки, – говорит врио министра культуры Курской области Юлия Полетыкина. – Состоялось много интересных встреч, лекций, выставок, вышло издание для юных чтецов о творчестве художника. Знакомясь ближе с уникальным многоликим стилем мастера, с его творческой трансформацией, понимаешь, что Дейнека остаётся ВНЕ времени, что он не теряет своей актуальности и сегодня. Картинная галерея является обладателем одной из самых больших коллекций работ художника, это наше культурное наследие, достояние, которым мы очень гордимся. Елена ГАМОВА