Войти в почту

Главный воспитатель патриота: как и почему в школах появился предмет об истории России

Предмет отечественной истории стал обязательным для изучения в школах после подписания постановления от 15 мая 1934 года, 90 лет назад. дети по личному решению Сталина стали учить русскую историю.

Главный воспитатель патриота: как и почему в школах появился предмет об истории России
© Вечерняя Москва

«Нам нужен такой учебник истории СССР, где бы история Великороссии не отрывалась от истории других народов СССР, — это во-первых. И где бы история народов СССР не отрывалась от истории общеевропейской и вообще мировой истории, — это во-вторых», — сказал Иосиф Виссарионович.

Чтобы создать такой учебник, понадобилось свыше 20 лет. Впрочем, по порядку.

До и после Карамзина

— До конца ХVIII века историю в школах вообще не изучали — ни в России, ни в мире, — рассказывает кандидат исторических наук преподаватель МГУ Виктор Трефилов. — Лишь в 1786 году в России в Уставе народных училищ появилась отдельная строка — «Российская история». До этого историю изучали главным образом сами ученые. Например, знаменитый историограф Василий Татищев.

Изучение истории в образовательных учреждениях Российской империи было важной частью государственной политики. На это тратились деньги, а для составления пособий привлекались лучшие умы империи. Среди составителей учебников были, например, Николай Карамзин и Сергей Глинка.

— Проблема с изучением истории с приходом большевиков была не в учебниках. Учебники как раз были, и хорошие. Но их идеология, что называется, «подкачала», — рассказывает Виктор Трефилов. — Дело в том, что в учебниках продвигалась знаменитая концепция графа Уварова — «Православие, самодержавие». Был, например, хороший учебник Николая Устрялова — «Начертание русской истории для средних учебных заведений» 1839 года. Был учебник «Краткие очерки русской истории» Дмитрия Иловайского от 1860 года. Это пособие, между прочим, переиздавалось 44 раза и свыше полувека было основным в России. Что любопытно, по нему учились большинство будущих революционеров и руководителей СССР. Но для детей из пост революционной России этот учебник не годился.

Карьеру сгубили ленивцы: нелепые ситуации в радиоэфире

Обучение шиворот-навыворот

В целом, как считали большевики, царские учебники «неверно» отображали прошлое. Поэтому историю из школьной программы изъяли до тех пор, пока не будут написаны учебники, соответствующие идеям Маркса и Энгельса.

Соответствующий декрет вышел в 1918-м. Однако реформаторы не учли, что немецкие философы никогда всерьез не касались истории в своих трудах. Была и другая объективная трудность.

Реформаторы от образования вообще отменили классические предметы! Теперь школьники изучали каждую тему с разных сторон. Например, родной край как географическую местность, его флору и фауну, литературные произведения местных писателей и поэтов.

Часть информации давал учитель, а часть учащиеся добывали сами. Например, вели дневники природы и просто общались со взрослыми. Было и еще одно новшество. Поскольку коммунизм не признавал индивидуализм, домашние задания в 1920-х выполнялись коллективно. Раз в неделю преподаватель проводил вводную лекцию по теме, затем выдавал каждой бригаде карточки-задания. Ни о каком изучении истории, да еще глубоком, тут и речи не было: плохо учили всем предметам.

Сталин правил лично

До начала 1920-х годов советские учебники истории не создавались — не до этого было. Затем пособия стали появляться, но Сталина они не устраивали, поскольку фактически пересказывали старые, царских времен, учебники, убрав оттуда «ведущую роль царя».

Когда появилась первая кукла Барби: история любимой игрушки

— Надо понимать, что в России всегда было ручное или полуручное управление, и глава государства традиционно вникал во все вопросы, — пояснил политолог Григорий Савельев. — Сталин, надо отдать должное, был человеком умным, который до конца жизни учился, и он отлично понимал, что именно семья и школа создают нового человека. От того, что этот человек услышит на уроках истории, во многом зависит его политическое мировоззрение. Поэтому был нужен учебник, способный воспитать правильного, патриотически настроенного молодого человека. Это было тем более важно, что перед страной одновременно стояли сразу несколько серьезных проблем: не очень удачная коллективизация, необходимость быстрой индустриализации, надвигающаяся большая война. Все это нужно было правильно объяснить, в том числе и детям.

Как пояснил эксперт, именно в 1920–30-е годы общее образование внедрялось уже повсеместно. Формировалось первое в истории России поколение образованных граждан. Более того, советская пропаганда и идеология тоже прошла немалый путь.

— Стало ясно, что объявленной в 1917-м Мировой революции не будет. Но патриотизма по отношению к Стране Советов никто не отменял. Более того: нужно было воспитывать патриотов, готовых защищать Родину и даже умереть за нее, — рассказывает Григорий Савельев. — Учебник истории должен был работать на выполнение и этой задачи тоже.

В 1934 году три члена ЦК — Сталин, Жданов и Киров, находясь в отпуске, решили вернуть преподавание истории в школы. Вышло постановление. Что интересно, Сталин, Киров и Жданов лично написали краткие тезисы, по которым предстояло создавать новый учебник. Это единственный раз в истории нашей страны, когда учебным пособием занимался лично глава государства. Начался конкурс на учебник истории.

Но ни один из более чем сорока (!) вариантов Сталина не устроил. Лишь в 1938 году была выбрана работа коллектива авторов Московского педагогического института под руководством Алексея Шестакова. Учебник «Краткий курс истории СССР» Сталин и Жданов просмотрели лично (Кирова к тому времени уже убили).

Они даже внесли в учебное пособие правки. Кстати, Сталин вычеркивал целые главы, посвященные лично ему. А Жданов добавил в учебник ставшие знакомыми нам всем фразы о польской интервенции 1612 года, первобытно-общинном строе славян и влиянии византийского христианства.

Учебник Шестакова переиздавался 25 раз. Он пережил и Сталина, и хрущевскую оттепель, и брежневский застой, и с небольшими изменениями дожил до 1990-х. Во многом именно этот учебник стал культурно-историческим стержнем, сформировавшим несколько поколений советских людей, помог выиграть войну, заново отстроить страну, а затем добиться и новых прорывов — вплоть до полета в космос. Интересный факт: согласно постановлению о преподавании истории в школах, учитель истории считался идеологическим работником.

По размеру пайка и зарплате он приравнивался к сотруднику райкома. А сотрудник райкома был большой человек. Не зря во времена СССР учеба на истфаке любого вуза давала «билет» в райком, горком, обком и т.д. Историческое образование было хорошим стартом карьеры.

— Важно, конечно, правильное преподавание истории и сейчас, — считает Григорий Савельев. — Эта наука дает понимание устройства общества, понимание того, по каким законам и как оно развивается. Представление — кто мы и куда идем. Это очень важно, если мы в принципе хотим жить в развитом обществе и жить хорошо.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Дмитрий Журавлев, генеральный директор Института региональных проблем, политолог:

— Это постановление стало эпохальным. Оно ведь было не просто про введение курса истории в школах. Нет. Согласно этому постановлению мы переходили от системы образования, созданной Надеждой Крупской, к классическому школьному образованию. О чем тут речь? До 1934 года целью образования было появление рабочих-станочников по квалификации и при этом большевиков по идеологической начинке. Умей работать на станке, будь верен идеям коммунизма, и все — больше от тебя ничего не требуется.

А это постановление ввело «британскую» систему образования. Точнее — систему, принятую в лучших частных школах Великобритании. А именно: есть предметы, есть оценки по каждому из них, есть домашние задания.

Предметы выбирать нельзя: ты должен освоить все, которые тебе преподают. Это очень хорошая система, которой мы руководствуемся до сих пор. Если бы ее ввели раньше, мы бы не отступали до Смоленска, потому что качество солдат во многом определяется уровнем их образования и технической подготовки.

В ТЕМУ

Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О преподавании отечественной истории в школах СССР» от 1934 года фактически до начала 1990-х годов определило структуру и содержание исторического образования в младших и средних классах школы. Во многом именно эта структура сохраняется и сейчас: сначала элементарная история Отечества, затем история Древнего мира в пятом классе, затем в следующих классах история Средних веков, новая и новейшая истории.