В Екатеринбурге показали произведения, собранные директором Ирбитского музея ИЗО
Валерий Андреевич Карпов большую часть жизни прожил в Ирбите, картины не писал, скульптуры не создавал. Тем не менее в 2017 году Российская академия художеств приняла его в свои почетные члены, а на днях Екатеринбургский музей изобразительных искусств открыл "персональную" выставку, с почтением и восхищением названную "Высота Карпова". В большом зале здания "Эрмитаж-Урал" представлены 185 картин, скульптур и ювелирных изделий, созданных известными уральскими художниками. Все они взяты из фондов Ирбитского музея ИЗО, а сам музей своим существованием и без преувеличения всемирной известностью обязан Валерию Карпову.
Музей провинциального уральского города, основанный Карповым в 1972 году, хранит произведения Леонардо да Винчи, Дюрера, Франсиско Гойи, Рубенса, Рембрандта, Ван Дейка и Тициана... А сама эта история похожа на сказку, которую молодой директор сделал былью. На формирование коллекции ушли десятки лет - вся его жизнь. Наверное, и правда некоторые люди рождаются с предопределенной судьбой. Как иначе объяснить, что в 1964-м девятиклассник Валера Карпов написал сочинение, в котором изложил свою мечту - создать в Ирбите большой художественный музей и стать его директором.
- Кто бы мог подумать: предложенная нам тема будущего перевернет всю мою жизнь, - удивлялся Карпов. - Сочинение, где я рассказал о фантастическом для Ирбита проекте, прочитали на межрайонном совещании учителей.
Как позже вчерашний выпускник искусствоведческого факультета Уральского госуниверситета смог убедить директоров главных столичных музеев России передать подлинники великих мастеров из своих запасников в Ирбит, каким образом он ухитрялся добытое сохранять и находить средства на реставрацию - тема отдельного разговора. Однажды, рассказывал Карпов, в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина ему разрешили порыться в шкафу с "отбракованными" листами графики всех времен и народов. Их подготовили для отправки в подмосковный архив. Карпов отобрал для своего музея более 500 листов. Рваные, грязные, покрытые плесенью, они расползались в руках, а рисунок был практически неразличим. Одну из спасенных гравюр - "Поругание Христа. Увенчание тернием" французского мастера Франсуа Ланго (вторая половина XVII века) - искусствоведы назвали предметом зависти столичных музеев. А в 2012-м мир искусства пережил еще одну сенсацию. Оказалось, в Ирбитском музее многие годы хранился подлинник Питера Пауля Рубенса "Кающаяся Мария Магдалина и ее сестра Марфа", считавшийся копией. И это открытие тоже случилось не само по себе.
Между тем Карпов не только спасал и сохранял работы старых западноевропейских мастеров, но и делал все возможное для пополнения музейного собрания произведениями современных художников. Что-то помогало приобрести управление культуры, что-то дарили авторы и коллекционеры - Карпов имел и деловые связи, и дружеские контакты на зависть многим музейщикам, а его фанатичная преданность делу подкупала. Так постепенно в Ирбите сформировалась достаточно репрезентативная коллекция ключевых работ многих региональных авторов - Виктора Трясцина, Геннадия Мосина, Миши Брусиловского, Германа Метелева, Владимира Чурсина, Юрия Филоненко, Андрея Антонова, Анатолия Калашникова и других. Большая часть из них представлена на выставке "Высота Карпова".
- Название не случайно, оно стало программным для этого проекта, - говорит замдиректора ЕМИИ по научной работе Зоя Таюрова. - "Высота Карпова" означает высоту его духа, творческой самоотдачи, вкуса, самопожертвования. Всего того, что он сделал, чтобы состоялось ирбитское чудо, чтобы город Ирбит превратился в город-музей, который теперь знают и в нашей стране, и за рубежом.
Экспозиция поделена на четыре части, отражающие основные тематические направления уральского изобразительного искусства. "Горизонт" посвящен красоте природы Урала, раскрытой в пейзажах Николая Чеснокова, Михаила Гуменных, Николая Засыпкина, а также прославившихся на весь мир самоцветов и драгоценных камней в работах известных ювелиров. Тема труда во имя светлого будущего раскрыта в разделе "Подъем" в картинах мастеров социалистического реализма.
"Плато" объединяет портреты, городские ландшафты, жанровые композиции, описывающие быт советских людей. И, наконец, в разделе "Вершина" собраны религиозные, фантазийные, интроспективные и абстрактные произведения. Есть и еще один, неофициальный раздел - фотографии, с которых придирчиво и заинтересованно смотрит со своей высоты на происходящее вокруг сам Валерий Карпов.
Фото: Татьяна Андреева/РГ