МЧС предлагает значительно увеличить штрафы для владельцев маломерных судов

МЧС предлагает штрафовать владельцев маломерных судов так же, как автомобилистов. Соответствующий документ опубликован на портале проектов нормативных правовых актов. Какие штрафы грозят водителю катера или гидроцикла, как сейчас контролируется безопасность водных трасс?

МЧС предлагает значительно увеличить штрафы для владельцев маломерных судов
© BFM.RU

Безопасность идет на дно. МЧС указывает, что с 2021-го по 2023 год число ЧП с участием маломерных судов выросло на 228%, пишут «Ведомости». Треть судовладельцев нарушали правила безопасности пассажиров, а 70% погибших не использовали спасжилеты и другие индивидуальные средства спасения. Кроме того, за два года на 26% подскочило количество происшествий с пьяными капитанами водных транспортных средств.

К маломерным судам относятся гидроциклы, боты, моторные лодки, катера, яхты, байдарки и небольшие парусники. Получить документ на управление можно с 18 лет, после прохождения соответствующего обучения.

Спасательное ведомство методом борьбы с грустной статистикой считает корректировку КоАП. В первую очередь статьи об управлении судном без прав. Сейчас за это штрафуют на 10-15 тысяч рублей. Нахождение за штурвалом в нетрезвом состоянии — от 1,5 тысячи до 2 тысяч рублей. Также возможно лишение прав на срок до двух лет.

Контролирует движение маломерных судов подразделение МЧС — Государственная инспекция по маломерным судам, ГИМС. Как рассказал биржевой обозреватель Business FM и владелец катера Алексей Завьялов, контроль добросовестный, но идет неравномерно:

Алексей Завьялов биржевой обозреватель Business FM «Все зависит от водоема. Есть водоемы, скажем так, густо населенные маломерными судами. И вот на этих водоемах, действительно, все достаточно строго происходит. Но есть водоемы, которые находятся на отшибе, и там встретить патрульный катер ГИМС достаточно сложно. Ну а штрафы, в принципе, да, очень внимательно следят сотрудники. Если они действительно останавливают какое-то маломерное судно, то следят за тем, чтобы люди были в спасательных жилетах. Если судно определенной длины, если оно длиннее пяти метров, то, по-моему, на себя, во всяком случае, спасательный жилет надевать не надо, но он должен быть в наличии. Так что вот за этим следят, плюс еще следят за спасательным оборудованием, чтобы оно тоже было в наличии. Основные вопросы, которые задают сотрудники ГИМС, касаются как раз безопасности в первую очередь».

Если у водителя судна нет с собой документов, инспекторы ГИМС прямо на воде составят подробный протокол, выпишут штраф, а затем отбуксируют лодку на штрафстоянку.

Вернут арестованный транспорт только после уплаты штрафа и предъявления квитанции.

Составленный протокол направляется в суд. Рассмотрение документов может занять до двух месяцев. На уплату штрафа дается 70 суток, в том числе десять дней на обжалование решения. При принятии законопроекта МЧС процедура останется такой же, а вот размер взыскания вырастет в десятки раз. Первый заместитель гендиректора по морским перевозкам компании «Совфрахт» Карен Степаньян считает, что ужесточение штрафов только поможет честным судовладельцам:

— Может ли введение новых правил создать проблемы добросовестным судовладельцам?

— Добросовестным точно нет. В основном-то это как раз та категория судовладельцев, которые страдают от неграмотного управления судами: люди, которые не умеют этого делать, не знают, как это делать, подвергают опасности свою жизнь и окружающих. Добросовестные судовладельцы только скажут спасибо.

— И хватает ли сотрудников госинспекции по маломерным судам для обеспечения безопасности? Не будет ли здесь повышение штрафов чисто, может быть, психологической мерой?

— Ну, сотрудников хватает — это сто процентов. За последние несколько лет каждый из нас, кто на воде часто бывает, подвергся проверкам. Если обратить внимание на станции ГИМСа, можно увидеть оснащенность ГИМСа. Приобретены новые скоростные катера, достаточно хорошее оборудование для выполнения патрулирования. Нет, дело не в количестве сотрудников. Дело именно в полномочиях. Люди зачастую нарушают не потому, что они хотят нарушать, а потому, что они не понимают, чем они управляют, возможностей своего флота, потенциала именно с точки зрения опасности, которую он представляет. Это издержки обучения какого-то сокращенного и так далее. Наказать всех невозможно, говорю, проведите параллели с автомобильной дорогой. Но надо к этому стремиться.

По данным ГИМС, количество зарегистрированных маломерных судов еще в 2016 году превысило полтора миллиона.

Ежегодно оно увеличивается примерно на 20 тысяч. На воде становится тесно и небезопасно. Однако повышение штрафов — только часть решения этой проблемы.