Юрий Лепский: Я подумал, что не им надо спрашивать меня, а мне спрашивать их
Я считаю себя профессиональным журналистом c 1972 года. Именно в этом году вместе со своими однокурсниками окончил факультет журналистики Уральского госуниверситета в городе Свердловске. С тех пор, где бы я ни работал, раз в году считаю себя обязанным приезжать на родной факультет и встречаться со студентами.
Зачем мне это надо? Они - другое поколение, не связанное идеологемами советской жизни, чего нельзя сказать обо мне. Поэтому для меня важно их услышать и понять. Потому что мы делаем газету и для них тоже. К сожалению, на таких встречах принято, чтобы гость из Москвы что-то рассказывал студентам и спрашивал не гость, а гостя. К сожалению - потому что так это юное поколение коллег понять трудновато.
И вот мне подумалось, что надо попытаться изменить заведенный порядок, и не им спрашивать меня, а мне спрашивать их. Сказано - сделано. Я стал сочинять вопросы и в какой-то момент понял, что большинство из них я уже задавал в разное время разным своим собеседникам, среди которых были и великие журналисты. И тогда я подумал, что хорошо бы вместе с ответами студентов напечатать и ответы моих овеянных славой собеседников. Когда я сказал об этом ребятам на факультете, они согласились, и разговор, как мне показалось, состоялся. Впрочем, судите сами - вот он.
Где и когда вы родились? Где и когда хотели бы родиться?
Анастасия Пупова (3-й курс): Меня зовут Настя и я родилась на Камчатке, в закрытом городке Вилючинск, в 2003 году. Я бы хотела там же родиться, так как это очень красивое место. Но мне пришлось уехать, потому что в Вилючинске для меня нет интересной работы. А вот на старости лет бы я бы вернулась.
Александр Моданов (3-й курс): Я родился здесь, в Екатеринбурге, на районе Химмаш. Хотел бы родиться, наверное, в Испании, в Барселоне. Потому что меня интересует очень сильно испанский язык, и хотелось бы его изучить. И у меня там играет сейчас любимый футбольный клуб. Так как я спортивный журналист, мне интересен этот город, там вполне больше возможностей для реализации себя в футболе, в футбольном направлении и, возможно, даже в работе с известными футболистами.
Софья Паникова (1-й курс): Я родилась в Екатеринбурге в 2000 году. Я могла бы пофантазировать о том, что могла бы родиться где-то еще, в других условиях, в других семьях, при других обстоятельствах, но вполне довольна теми реалиями, в которых живу сейчас.
Геннадий Бочаров (1935): Я родился в селе Духовское Приморского края и никогда не сожалел об этом. То есть я не хотел бы родиться в другом месте и в другое время, потому что в таком случае надо было бы прожить другую жизнь с другой судьбой. Моя судьба мне по душе, хотя бы потому, что ни одна пуля из более пяти тысяч войн двадцатого века не прилетела в меня.
Темы, которые вы не обсуждаете с родителями?
Анастасия Пупова (3-й курс): Наверное, очень типичный ответ - политика. Если мы говорим об этом с родителями, то обычно это уходит в ссору или в какие-то дебаты, а с родителями все-таки не хочется так много ссориться. И еще какие-то темы про феминизм, права меньшинств и так далее. Потому что у родителей склад ума более советский, а у меня современный, так скажем.
Александр Моданов (3-й курс): У меня с родителями все в порядке. Мы общаемся на все темы, которые есть. Никогда не ссоримся. У нас запретных тем нет. Не могу сказать, что я всегда и во всем понимаю родителей. Но золотую середину в общении мы находим всегда.
Виолетта Биенко (1-й курс): С родителями, в принципе, можем обо всем поговорить, но иногда что-то связанное с личной жизнью, например, вызывает разногласия. У мамы - женская сторона, у папы - мужская. И обычно это заканчивается скандалом, кто-то уходит в свою комнату, и это обычно я.
Софья Паникова (1-й курс): У меня в семье нет запрета на какие-то темы или нежелания говорить на какие-то темы. Тем не менее есть определенное разграничение говорить только о том, что непосредственно касается семьи. Мы можем обсудить политические вопросы, например, потому что это коснулось непосредственно нашей семьи. У меня папа сейчас на СВО, он там врач, и эту тему мы можем обсудить. Но если тема непосредственно нашей семьи не касается, то не обсуждаем. И пока конфликтов не было.
Всеволод Овчинников, выдающийся журналист-международник. Фото: Сергей Михеев
Лучшая книга, лучший фильм, и лучший журналист
Анастасия Пупова (3-й курс): Самая лучшая для меня книга - это "Дом в котором", трилогия Мариам Петросян. Это книга про детей, подростков, инвалидов, которые живут в доме. Это магический реализм, очень многое в котором соотносилось в свое время с моей ситуацией. Любимый фильм - "La La Land". Это мюзикл про пару, где начинающая девушка-актриса, парень - джазовый музыкант. Он о том, как любовь и карьера работают вместе. Конец фильма очень хорошо помог мне в свое время. Журналист - Влад Листьев. Был период, когда я очень сильно интересовалась новейшей историей России. И для меня Влад Листьев был лицом перестройки.
Александр Моданов (3-й курс): У меня любимая книга - это "Три мушкетера" Александра Дюма. Любимый фильм - это "Железный человек", один из первых фильмов про супергероев. Но мне он полюбился не из-за супергеройской темы, а из-за истории про человека с мозгами и деньгами, который смог добиться чего-то. Любимый журналист - Георгий Черданцев, спортивный ведущий и комментатор. Все его комментирования я всегда прослушивал, всегда просматривал, и очень интересно человек говорит.
Я бы позвонил Пушкину и прочитал бы ему стихи некоторых современных авторов
Виолетта Биенко (1-й курс): Книга моя самая любимая - это "Герой нашего времени" Лермонтова, потому что я себя ассоциирую с Печориным. А фильм, который сильно на меня повлиял, это относительно новая кинокартина - "Собачья жизнь". История про перерождение собаки. Одна собака перерождалась в разных других, но всегда искала своего хозяина. Любимые журналисты - это Владимир Познер и Артемий Лебедев.
Геннадий Бочаров (1935): "Большие надежды" Диккенса, "Приключения Тома Сойера" Твена, "Два капитана" Каверина, "Только позови" Джойса.
Инна Руденко (1931-2016): Из писавших лучшие, на мой взгляд, Анатолий Аграновский и Симон Соловейчик. Из пишущих - Юрий Рост.
Если бы у вас был телефон человека, которого уже нет, кому бы вы позвонили?
Анастасия Пупова (3-й курс): Первый - это дедушка мой, потому что он был моим другом и я очень скучаю по нему. И еще я бы очень хотела поговорить с Маяковским. И еще третий - Булгаков, потому что я люблю его книги.
Ярослав Голованов, выдающийся журналист. Фото: Владимир Веленгурин / ТАСС
Александра Соболева (3-й курс): Я тоже бы хотела поговорить со своим дедушкой. Его уже, по-моему, лет восемь нет со мной. Он был писателем. Когда он ушел, я была еще слишком маленькой, чтобы обсуждать с ним то, что я бы хотела обсудить сейчас. Я бы хотела поговорить с ним о стиле в писательстве, о том, чем я сейчас занимаюсь, о том, как писать.
Леяна Бешенова (3-й курс): Я бы хотела поговорить с людьми, как-то связанными с религией. С пророком Мухаммедом, например, или с любым из двенадцати апостолов. Просто в последнее время мне стало интересно, как устроен этот религиозный мир, как вера устроена...
Варвара Кальных (3-й курс): Я бы хотела поговорить со своим отцом. Его нет со мной уже 14 лет. Когда его не стало, мне было всего семь лет. Я хотела бы попросить у него совета: как жить дальше?
Виолетта Биенко (1-й курс): Есть два известных человека, которым я хотела бы позвонить. Первый - Владимир Жириновский. Просто пообщаться, потому что слишком он мне импонирует. А второй был бы Есенин, потому что мне интересно, как все-таки он умер: покончил с собой или был убит?
Арсений Коваленко (3-й курс): Я бы позвонил Пушкину и прочитал бы ему стихи некоторых современных авторов. Мне было бы интересно, как бы он отреагировал на них. Действительно ли литература, так сказать, стала хуже? Или нет?
Геннадий Бочаров(1935): Я позвонил бы сыну, Диме. Он умер молодым от тяжелой болезни.
Инна Руденко (1931-2016): Я позвонила бы мужу. Он погиб трагически, внезапно. Спросила бы его вот о чем: был ли он так счастлив со мной, как я с ним?
Есть ли что-то важнее человеческой жизни? Ради чего или ради кого вы могли бы пожертвовать жизнью?
Анастасия Пупова (3-й курс): Я считаю, что нет ничего важнее человеческой жизни, потому что из людей состоит мир. А за кого бы я могла отдать свою жизнь? Наверное, за родных. Я бы смогла. Сейчас у меня брат на СВО. Отдала бы за него.
Олег Насибари (3-й курс): Мне кажется, что можно умереть за Родину. Можно умереть за идею, если ты считаешь, что ты идейный человек. Ну, за родных и близких это и так, мне кажется, каждому понятно.
Леяна Бешенова (3-й курс): Я думаю, что ценнее человеческой жизни - это идеи и исторические процессы, жертвами которых становятся человеческие жизни. Но при этом я считаю, что жертва такой жизни должна быть осознанной, и человек должен самостоятельно ее выбрать. То есть человек должен умирать не за чужие идеи, а за свои собственные. Я бы умерла за свои идеи или идеи, которые мне близки. Если я могу пожертвовать свою жизнь ради спасения близкого человека, я это сделаю.
Дарья Блинова (3-й курс): Я думаю, что пожертвовать жизнью за своих родных, за своих близких я могла бы. Но как бы отнеслись к моей жертве мои родные и близкие? С пониманием? С благодарностью? Или с сожалением? Но за своих детей, будущих, я бы пожертвовала жизнью однозначно, за тех, кто мне дорог, за тех, кого я люблю. Я пожертвовала бы жизнью, но я не хочу умирать. Я не собираюсь жертвовать жизнью за идеи, за какие-то устремления, убеждения. Я могу их перерасти, я могу их изменить, я могу поменяться как человек, я могу через 20 лет думать: "Господи, какая дурость, или зачем мне это было надо? Действительно ли это стоит моей жизни?"
Инна Руденко, блистательный очеркист. Фото: Олег Прасолов
Дарья Гладкова (1-й курс): Я хочу сказать, что человеческая жизнь ценнее всего на свете. Жизнь - она одна, ее нужно прожить. И если мне, допустим, предложат пожертвовать жизнью своей ради родных, я откажусь. Я эгоистична, но я знаю то, что все жизни равны, и выбирать - неправильно.
Ксения Семашко (1-й курс): Я не считаю, что люди должны умирать просто "потому что". Если человеку важна его жизнь, пусть он живет ее. Это его выбор. Если нет, то это тоже выбор человека. Если жертвовать ради кого-то, то ради родных.
Геннадий Бочаров (1935): Ответ на этот вопрос в значительной степени зависит от возраста, в котором ты находишься. Теперь мне кажется, что идея полета на Марс, например, стоила бы того, чтобы ее осуществить. Хотя понятно, что это был бы билет в один конец.
Инна Руденко (1931-2016): Пожертвовать жизнью можно, спасая жизнь другого человека. Думаю, что есть и идеи, ради торжества которых можно отдать жизнь. Например, Швейцеровская идея благоговения перед жизнью. Но нет идеологии, которая бы стоила человеческой жизни.
Что такое счастье? Андрей Тарковский, например, считал, что есть в жизни нечто поважнее счастья
Анастасия Пупова (3-й курс): Для меня счастье - это спокойствие. Это когда я спокойна и не боюсь за себя, за своих родных, за будущее. Это и есть мое счастье. А что-то важнее счастья... может быть, это чужое счастье. Я думаю, что счастье родных, близких и, может быть, счастье даже миллионов людей - это важно.
Александра Соболева (3-й курс): Я уже не помню, кто, но в нашем разговоре человек сказал интересную фразу, что счастье как вспышка, его только вспоминаешь. И это на самом деле очень интересно, потому что мы настолько иногда находимся в этом моменте. Бывает у меня такой момент, что просто безграничное счастье, что кажется, что вот сейчас самый счастливый момент в жизни, а потом, когда вспоминаешь этот момент, то тебе кажется, что ты счастлив сейчас, когда его вспоминаешь, поэтому на самом деле в каком-то смысле нам не просто так дана память, чтобы мы могли не только проживать этот момент, но и вспоминать его для чего-то. И наверное, мы еще более счастливы, когда имеем возможность вспоминать какие-то счастливые моменты в нашей жизни.
Дарья Блинова (3-й курс): Я хочу дополнить слова Саши о том, что счастье - это вспышка, это момент, это какой-то короткий миг, который, может, мы до конца и не осознаем. Может, мы даже не понимаем, как сильно мы счастливы. Но мне кажется, к этим моментам нужно стремиться, нужно стремиться, чтобы их стало в твоей жизни больше, и стараться ради этого. Мне кажется, что поважнее счастья это стремление к нему. Потому что пока ты стараешься, пока ты лезешь по этой лестнице, ты думаешь, вот там дальше все будет хорошо, там дальше я буду счастлив. И уже сама эта мысль тебя заставляет стараться, стремиться к этому. Вспоминая, опять же, предыдущие моменты свои счастливые, понимаешь, что ради них ты будешь стараться дальше.
Варвара Кальных (3-й курс): Для меня счастье - это когда я все свои задания выполнила в срок или же когда я добилась какой-то своей цели, к которой долго шла. А про что для меня важнее счастья? До меня Виолетта сказала, что это счастье своих детей, я тоже с этим согласна, потому что мы должны после себя кого-то оставить и сделать все возможное, чтобы эти люди были счастливыми.
Ярослав Голованов (1932-2003): Для меня в понятие счастья входит прежде всего удовлетворение от того, что ты делаешь. В этом смысле я человек счастливый: я всю жизнь занимался тем, что мне нравилось делать.
Всеволод Овчинников (1926-2021): Я всю жизнь занимался любимым делом, повидал мир. Удачно сложилась личная жизнь. Мне удалось отпраздновать золотую свадьбу. Что еще нужно для счастья?
Была ли у вас мысль уехать из России?
Анастасия Пупова (3-й курс): Да. У меня есть такая мысль. Есть причины, по которым я хочу уехать. И я не скрываю этого. Но это не значит, что я не люблю свою страну. Я люблю свою страну, но я хочу жить так, как мне будет спокойнее и интереснее.
Например, сейчас я хочу заниматься спортом, спортивной журналистикой. Сейчас в России я не могу освещать то, что я люблю, например, потому что я люблю Формулу-1. У нас гонок нет, у нас нет российских гонщиков, которые выступают в Формуле-1. Касательно футбола, я бы хотела, чтобы наши команды были в Лиге Чемпионов, но мы не участвуем в этом, мы не участвуем в международных соревнованиях. Сейчас освещать спорт для меня не то что бессмысленно, а не так интересно, потому что я люблю международные конкурсы, это интереснее, это вызывает больше эмоций. Да, у меня есть мысль уехать, но у меня есть мысль обязательно вернуться, чтобы дальше развивать страну. Например, получить образование за границей, какую-то практику получить, а потом вернуться сюда, помогать другим и развивать свою страну.
Василий Песков, выдающийся журналист Фото: Юрий Лепский
Александр Моданов (3-й курс): Я бы тоже хотел, возможно, когда-нибудь уехать, но при этом вернуться. Уже с новым, ценным опытом.
Варвара Кальных (3-й курс): Я очень долго думала над этими вопросами раньше и считаю, что всегда хорошо там, где нас нет, потому что нам так кажется, потому что мы смотрим на это своим взглядом и видим: там хорошо, и там прекрасно, и там счастливые люди, и там технологии, и все хочется куда-то уехать. Но каждый раз, когда я смотрю на свою страну, я понимаю, что здесь наш менталитет, здесь люди, которых я понимаю, которые близки мне, потому что я сама здесь родилась, я знаю культуру, я знаю историческую основу происхождения нашей страны, а когда ты приезжаешь в другую страну, то ты уже перенимаешь какие-то культурные традиции другой страны, и они тебе кажутся чуждыми, и поэтому, когда приезжаешь за границу, ты чувствуешь себя чужим человеком, и поэтому я бы не хотела уезжать из своей страны. Ведь привыкать к другой культуре, к другому менталитету очень сложно.
Леяна Бешенова (3-й курс): Я поддержу мнение, потому что в таких вопросах мне мама всегда говорила: "Да кому ты там нужна?" Я люблю комфортную жизнь. А начинать жизнь с чистого листа - это сложно, я к этому не готова. И вот знакомиться с людьми, которые росли абсолютно в другой среде, я бы не хотела. Сердцем я хочу остаться в России.
Дарья Гладкова (1-й курс): В России комфортно, но в то же время я все равно хочу переехать для того, чтобы получить новый опыт, новые знания в той сфере, в которой я развиваюсь.
Инна Руденко (1931-2016): Мысли уехать из России не было никогда. Через две недели жизни вне России у меня начинается тоска по Родине.
Всеволод Овчинников (1926-2021: За мою довольно долгую профессиональную жизнь мне довелось прожить одиннадцать лет среди китайцев, семь лет среди японцев, пять лет среди англичан. В общей сложности почти четверть века за пределами России. Насколько полезным был этот опыт? Я считаю, что очень. Причем наибольшее воздействие на меня оказали именно ключевые черты национальных характеров народов, среди которых я жил. У китайцев это почтительность, у японцев - верность, у англичан - порядочность.
Три составляющих понятия Родины
Анастасия Пупова (3-й курс): Родное место и семья, потому что для меня семья - это не только родители, это мои близкие друзья. Родина для меня - это Камчатка, это моя малая родина. Для меня это любовь, потому что я люблю эту страну, даже несмотря на то, с чем я не согласна, я люблю это место. Для меня родина - это любовь, семья и родное место.
Александр Моданов (3-й курс): Скажу кратко - дом, семья и жизнь.
Виолетта Биенко (1-й курс): Безопасность, семья и природа.
Александра Соболева (3-й курс): Язык, люди и склад ума. Склад ума, то есть менталитет, то, как мы друг другу помогаем, насколько у нас люди отзывчивые, добрые в любом возрасте. Русский народ уже много раз в истории доказывал, насколько он сплоченный в сложные моменты, насколько он сильный и способен выдержать любые трудности и при этом быть счастливым и улыбаться, несмотря ни на что.
Милена Гнатив (3-й курс): Понимание, семья и культура.
Василий Песков (1930-2013): Родина - это твоя семья: мама, папа, сестры и братья, дедушка, бабушка... Родина - это пейзаж твоего детства. Родина - это язык, на котором мы говорим друг с другом и на котором читаем любимые книги.
У вас есть возможность: всего на один день оказаться в любой точке земного шара...
Милена Гнатив (3-й курс): Вулкан Тейде на острове Тенерифе.
Анастасия Пупова (3-й курс): Антарктида, так как я мечтаю туда поехать.
Александр Моданов (3-й курс): Я бы хотел переместиться на остров Пасхи, потому что он один и самых отдаленных и самых загадочных островов.
Трофимов Павел (1-курс): Я бы хотел оказаться на день в Польше и найти своих дальних родственников, хотя бы постараться найти. У меня просто с материнской линии от деда есть польские корни.
Геннадий Бочаров, один из лучших репортеров ХХ века. Фото: Юрий Лепский
Дарья Гладкова (1-й курс): Я бы хотела побывать на Oktoberfest в Германии. В атмосфере веселья, которая растворена в воздухе, мне безумно это нравится.
Виолетта Биенко (1-й курс): Хочу в Японию, когда цветет сакура.
Александра Соболева (3-й курс): В домик в гости к Джоанн Роулинг.
Инна Руденко (1931-2016): Я полетела бы туда, где живет интересный для меня человек.
Вопрос, на который вы не можете найти ответа?
Анастасия Пупова (3-й курс): Есть ли Бог?
Александр Моданов (3-й курс): Мне интересно, как на самом деле появилась Вселенная?
Виолетта Биенко (1-й курс): Хотелось бы узнать, одни мы в космосе или нет, что после смерти, и почему мои родственники меня ненавидят.
Арсений Коваленко (3-й курс): Вообще, мне всегда было интересно, что больше всего влияет на нашу жизнь: обстоятельства или генетика? И заменит ли нас искусственный интеллект?
Виолетта Биенко (1-й курс): Если есть Бог, то почему есть дети, больные раком костей?
Александра Соболева (3-й курс): Есть ли все-таки судьба? Не могу найти ответ на этот вопрос. Или мы все-таки сами себя пишем и наш путь не прописан вообще?