Любимец Горького Григ
С 1 по 9 мая в Ярославле и городах Ярославской области проходит XVI Международный музыкальный фестиваль под художественным руководством Юрия Башмета. 4 мая в канун праздника Светлой Пасхи, когда человеческие чувства невольно обострены в ожидании чуда Воскресения Господня, а душевная сущность человека настроена на пасхальную тональность, восприятие прекрасного имеет особый характер. Переживания зрителя в это время усиливаются большей личностной сопричастностью к происходящему. Именно в такой момент произошла встреча ярославцев с инсценировкой рассказов Горького в оригинальном воплощении музыкального рассказа и рассказывающей музыки. В спектакле-концерте рассказы "Страсти-мордасти" (1913) и "Рождение человека" (1912) выстроили драматургический дуэт на мощнейшем контрасте трагизма и счастливой надежды. Классическая и фольклорная музыка в спектакле органично сотворила удивительный контекст рассказам Горького. Инструментальная сюита "Из времён Хольберга" (соч.40) Эдварда Грига, основанная на национальных мелодиях, звучала отдельными номерами. Прерывая актёрское чтение, Прелюдия, Ария, Ригодон, Сарабанда и два "Норвежских танца" (соч. 60) подчёркивали смыслы и значения сюжетных эпизодов. Академическое звучание классических струнных очищало мысли и помогало осознавать услышанное слово пре- и постфактум. В своих письмах Горький неединожды признавался в любви к музыке Грига. Этот факт навёл на мысль создателей постановки соединить творчество двух авторов. Вообще, в литературных текстах, воспоминаниях писателя упоминается немалое количество музыки: от русской народной песни до мировой классики. Марина Брусникина ввела в спектакль также подлинное музыкальное искусство народа - фольклорный первоисточник. Душа простого народа высказывалась в народных распевах с сокровенной выразительностью, оттеняя классику в музыкальной партитуре спектакля-концерта. Глубинная природа русских распевов рифмовалась с народной сутью таланта Горького. Норвежские мотивы европейца Грига звучали островками эмоциональной рефлексии на литературное повествование. Всё переплелось и взаимодействовало, направляя на зрителя эмоционально-чувственный поток. Превосходные актёрские работы Евгения Миронова и Александры Урсуляк стоили дорогого. Урсуляк была до невозможности трогательна. Множество интонаций для детского голоса Лёньки, его матери, бабы-роженицы выразительно передавали мельчайшие нюансы речи героев. Не смотря на театральный жанр читки, партнёрство актёров в диалогах было естественным и убедительным. Заслуга большого успеха спектакля в первую очередь принадлежала этим мастерам выразительного слова. Камерный ансамбль "Солисты Москвы" под управлением маэстро Башмета и фольклорный ансамбль "Комонь" также внесли свою немалую лепту в тёплый приём ярославской публики. Спектакль-концерт "Рождение человека" уже был успешно представлен зрителям Москвы и Сочи в рамках Фестивалей искусств маэстро Юрия Башмета. Ярославская премьера подтвердила зрительский интерес к этому проекту.