Мишустину поступило предложение из Госдумы: С 28 апреля по 1 мая и с 9 по 12 мая – не наливать

Депутат Государственной Думы Бийсултан Хамзаев обратился к премьер-министру Михаилу Мишустину с предложением проработать запрет продажи алкогольной продукции на все выходные дни майских праздников: с 28 апреля по 1 мая и с 9 по 12 мая.

Мишустину поступило предложение из Госдумы: С 28 апреля по 1 мая и с 9 по 12 мая – не наливать
© Свободная пресса

«Запрет продажи алкоголя в майские праздники, – мотивировал свою инициативу народный избранник, – позволит дополнительно защитить здоровье наших граждан, будет действенным барьером по недопущению излишнего потребления алкоголя нашими гражданами в выходные дни».

Вслед за этим общественный деятель Владимир Михайлов заявил, что в настоящее время для любого совершеннолетнего жителя России на составляет никакого труда приобрести алкоголь по пути с работы домой, а после еще и сбегать за новой порцией, если не хватило. В результате граждане нередко перепивают в будние дни, самое безобидное, что после этого может произойти, ­– на следующее рабочее утро жутко болит голова.

Поэтому, подчеркнул Владимир Михайлов, России следовало бы вернуться к практике СССР и установить тотальное ограничение на продажу алкоголя на всей территории страны строго с 11.00 до 19.00. «Рано или поздно, но мы к этому придем», – резюмировал он.

Но имеет ли смысл возвращаться к практике СССР?

Люди старшего поколения прекрасно помнят, какие очереди возникали при открытии и закрытии винных магазинов того периода, и как словесные перепалки, завязывавшиеся в них, нередко заканчивались трагическими последствиями.

Да и можно ли в принципе бороться с алкоголизацией нашего общества одними лишь запретительными мерами?

Печально знаменитая антиалкогольная кампания первого и последнего президента СССР Михаила Горбачева, во время которой водка взлетела в цене в два раза и продавалась только 14.00 до 19.00 часов в специальных магазинах, распитие алкоголя в общественных местах и даже на празденствах было запрещено, а ликеро-водочные заводы переключались на производство соков, закончилась пшиком. Потреблять люди меньше не стали, переключившись на самогон, брагу, суррогаты.

- Как и во всех прочих сферах, я полагаю, что здесь нужно действовать не одним лишь кнутом, а еще и пряником, – поделился своей точкой зрения на последние инициативы по ограничению розничной продажи алкоголя руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, автор tg-канала «Мир как конфликт», политолог Олег Иванов.

- Во-первых, довольно строгие ограничения продажи алкоголя по времени и без того уже существуют во всех субъектах России. И еще больше сжимать их, я полагаю, не стоит. Все равно те, кому очень уж захочется, найдут пути обхода этого запрета – взять хоть кампанию Горбачева, хоть времена «сухого закона» в Америке.

Любая ограничительная мера сама по себе является мощным коррупциогенным фактором, нетрудно предположить, что сразу же появятся какие-нибудь «конторы» по продаже алкоголя в неурочное время, скажем, онлайн через те же Telegram-каналы. Или еще каким-нибудь способом. Как, впрочем, это встречается и сейчас.

«СП»: Как же поступать?

- Я полагаю, нужно делать упор не на заперт в чистом виде, а на снижение спроса у населения на эту продукцию, через информационные ресурсы переключая граждан на другие источники получения удовольствия – физическую культуру, скажем, театр, книги и так далее. Нужно говорить населению, что пить алкоголь уже не модно, на дворе не 90-е годы прошлого века, когда потребление спирта Royal можно было назвать показателем статуса.

«СП»: То есть нужны не столько запреты, сколько пропаганда в чистом виде?

- Да, обществу нужна пропаганда. Нужно создавать такую атмосферу в обществе, при которой оно поймет, что пить и курить не нужно, нужно развиваться физически и интеллектуально.

«СП»: Но вот, скажем, tg-канал «Незыгарь» в середине апреля со ссылкой на данные социологов констатировал: в 2022 году потребление алкоголя крепостью выше 25% резко и значительно выросло – на 7,5%, до 6,8 литра на душу населения, после чего в 2023 году потребление алкоголя выросло еще на 4,1%. И произошло это, в частности, из-за резкого падения возможности людей строить планы, в результате чего наше гражданское общество в целом демонстрирует «детское поведение с постоянно конфликтующими целями». Вот этот негативный фактор как убрать с помощью пропаганды?

- Я отлично понимаю, что в 2022 году в силу определенных событий у людей повысился уровень стресса, и они стали прибегать к самому простому способу ухода от проблем – к повышенному потреблению алкоголя. Для многих граждан, к сожалению, алкоголь – самый доступный способ.

Однако я в корне не согласен с тем, что наше общество демонстрирует «детское поведение». Таковое оно демонстрировало как раз в начале 90-х годов прошлого века. С тех пор минуло более 30 лет, и сейчас наше гражданское общество, хоть и все еще в стадии формирования, куда более зрелое, мы уже не дети и даже не юноши. Так вот, с помощью информационной кампании нашему обществу самое время объяснять, что есть другие пути для купирования стрессовых ситуаций.

- Ограничения по времени, месту и форматам продажи, безусловно, дает определенный эффект, – взглянул на проблему под несколько иным углом генеральный директор Евразийской ассоциации здоровья Андрей Головин. – Хотя бы в плане снижения ДТП, пожаров, драк и других чрезвычайных происшествий.

По статистике Генпрокуратуры, только за 2017 год алкоголь и наркотики стали прямой или косвенной причиной более 50% всех преступлений. И я лично, например, приветствую инициативы по увеличению «ночного времени», когда продажа алкоголя запрещена.

Если мы увеличим этот интервал по стране в целом с 21.00 до 10.00 или даже до 11.00, мы получим определенное снижение не только преступлений, но и смертности среди населения.

Но если мы говорим о комплексном решении алкогольного вопроса в нашей стране, то, в принципе, в мире уже существует система так называемого социального пресса.

Она заключается в реализации политики мероприятий по снижению предложения путем введения ограничений по времени, месту и формату продажи алкоголя с одновременным снижением спроса на него, подразумевая под этим маркетинговые ограничения и психологическую работу с населением.

Такой подход принесет ощутимую выгоду государству в виде снижения затрат на содержание как минимум пенитенциарной и судебных систем.

К сожалению, в сегодняшней России особо активной работы в этом направлении не проводится. Хотя, безусловно, если у государства возникнет необходимость, то в связке с общественными институтами организовать ее –­ не такой уж тяжелый труд. Просто любому чиновнику гораздо проще издать какой-нибудь очередной запретительный закон, даже если это вызовет отторжение у населения.

«СП»: А почему активной-то работы не ведется? Государству не нужны трезвые здравомыслящие люди?

- В России, как, впрочем, и во всей остальной Европе, степень алкоголизации населения очень высока. Но никто не берется решать вопрос с алкоголем комплексно. В силу, например, того, что главным поборником снятия всех существующих ограничений на продажу алкоголя являются наши монетарные власти.

Тот же Минфин, к сожалению, никак не поймет, что еще во времена СССР было статистически доказано – каждый рубль, поступивший в госбюджет от продажи алкогольной продукции, генерирует 6 рублей убытков в этом же бюджете. Ведь его приходится тратить на усиление финансирования системы исполнения наказаний, увеличение бюджетов МВД и МЧС ввиду большого количества пьяных аварий, пожаров, грабежей и так далее.

«СП»: Значит, государству нужно активизироваться в этом направлении? Каким же образом?

- Если мы говорим об СССР, то в те времена само государство полностью контролировало и реализовывало любую алкогольную продукцию, одновременно взваливая на свои плечи все бремя ответственности за нейтрализацию негативных последствий ее употребления населением. Например, содержало лечебно-трудовые профилактории (ЛТП), где за бюджетные деньги лечили алкозависимых.

Сегодня же складывается странная ситуация – производство алкоголя и его продажа в основном находятся в частных руках. То есть гигантские прибыли от этого утекают предпринимателям. А все проблемы по-прежнему достаются государству.

Я считаю, было бы не худо в довесок ко всем законодательным инициативам по ограничению продажи алкоголя обязать этих самых предпринимателей пускать ощутимую часть их прибылей на оздоровление населения и профилактическую работу. Это дало бы очень хороший эффект.