Войти в почту

Памяти Бориса Окулова

Борис Сергеевич Окулов возглавлял авиационную корпорацию «Рубин» в сложные времена — с 1995 по 2002 год. Он сделал для предприятия очень много, по сути сохранив его для нашей страны. Об этом помнят в Балашихе и чтут имя легендарного директора. Борис Сергеевич Окулов родился 25 октября 1945 года в посёлке городского типа Верх-Нейвинский Свердловской области. Его отец пришёл работать на балашихинский завод № 279 в 1946 году, когда предприятие только создавалось. И сразу же молодого инженера назначили начальником производства. В этой должности Сергей Филиппович Окулов проработал до октября 1961 года, после чего был назначен главным инженером предприятия. «Именно на его плечи легла огромная работа по увеличению мощности производства, — вспоминал первый заместитель главного конструктора агрегатного завода “Рубин” С.С. Коконин. — Были построены новые корпуса цехов, происходило обновление станочного парка». Поэтому и для Бориса завод стал родным с самого детства. Он мечтал продолжить семейную традицию и работать рядом с отцом, который был для него главным примером в жизни. Борис Окулов окончил балашихинскую среднюю школу № 3. На «Рубин» пришёл в 1962 году. Отслужил два года в армии. «Бориса Сергеевича я знал ещё до его службы в армии, — вспоминает заслуженный работник “Рубина”, кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени Н.Д. Виноградов. — Играли в волейбол на первенство завода, только выступали за разные подразделения. А службу в армии он проходил в 1-й армии ПВО, где я живу (ныне микрорайон Северный. — АГ). Вернувшись из армии на свой завод, он занимался общественной работой». С 1965 по 1970 год Борис Сергеевич работал инженером на заводе № 279. В 1970 году окончил Всесоюзный заочный машиностроительный институт. В течение трёх лет работал в Балашихинском городском комитете КПСС. В 1980–1983 годах — секретарь парткома завода «Рубин», с 1983 года — заместитель главного инженера предприятия. Под его руководством коллективом завода была проведена обширная работа по созданию и внедрению энергонагруженных тормозных колёс с новым углеродным фрикционным материалом и гидроагрегатов. Он принимал активное участие и в создании систем для космического корабля «Буран» — участвовал в отработке технологий получения бериллиевых заготовок для тормозных дисков «Бурана». Б.С. Окулов активно занимался общественной работой. Неоднократно избирался депутатом Балашихинского горсовета и членом Балашихинского ГК КПСС. В 1982–1989 годах работал председателем ревизионной комиссии Балашихинского горкома партии. В тяжёлое перестроечное время, когда число заказов стало резко сокращаться, именно Борису Сергеевичу поручили ответственное задание: наладить на «Рубине» выпуск товаров невоенного назначения — конверсионных, как говорили тогда. «Имея хороших литейщиков, модельщиков и других специалистов, а также хорошую базу цветного литья, руководство завода организовало производство рукояток спортивных луков, — вспоминал С.С. Коконин. — Для решения всех технических и организационных вопросов была создана специальная группа во главе с заместителем главного инженера по новой технике Борисом Сергеевичем Окуловым… С поставленной задачей группа справилась блестяще. Рукоятками “Рубина” пользовались ведущие спортсмены страны — В. Ешеев (чемпион мира и призёр Олимпийских игр. — АГ), Н. Валеева (двукратный призёр Олимпийских игр. — АГ), З. Рустимова и другие». Более того, Борис Сергеевич стал настоящим профессионалом в этом виде спорта, судьёй всесоюзной категории по стрельбе из лука. С 1991 года Б.С. Окулов — заместитель генерального директора по маркетингу и внешнеэкономическим связям. В 1996–2002 годах — генеральный директор ОАО АК «Рубин». Даже в тяжёлые девяностые — годы развала авиационной промышленности в нашей стране — Борису Сергеевичу Окулову удалось уберечь «Рубин» и сохранить за предприятием собственное место в системе обеспечения отечественного самолётостроения надёжными агрегатами и узлами. В течение всего двух лет на территории предприятия построили котельную, компрессорную высокого и низкого давления, появились комфортабельная заводская гостиница и общежитие для сотрудников. «С приходом нового руководства “Рубину” удалось не только поправить своё финансовое положение, но и поднять работникам завода заработную плату, которая стала выплачиваться регулярно», — вспоминал Сергей Коконин. Его избирали членом-корреспондентом Российской инженерной академии. Он был удостоен званий «Заслуженный инженер России» и «Почётный авиастроитель России». Награждён орденами «Знак Почёта» и Дружбы, медалями… Трагедия, о которой до сих пор помнят в мире, произошла 23 декабря 2002 года. В Иране потерпел катастрофу самолёт Ан-140 украинской авиакомпании «Аэромост-Харьков», на его борту находился Борис Сергеевич Окулов, а также руководящие работники украинских и российских авиапредприятий. Они летели в Иран, чтобы участвовать в торжествах по случаю сдачи в эксплуатацию самолёта ИрАн-140 — лицензионного варианта украинского Ан-140, второго, выпущенного в Иране в рамках долговременного международного контракта. В сложных метеоусловиях самолёт столкнулся с горой при заходе на посадку в аэропорту Исфахан, около посёлка Баграбада. По предварительным данным, пилоты не справились с управлением в условиях плохой видимости, и самолёт врезался в горную гряду. Очевидцами катастрофы Ан-140 стали встречавшие в аэропорту летевшую в Иран делегацию иранские официальные лица. Гибель Бориса Сергеевича тогда потрясла не только Балашиху, но и всё мировое сообщество. На его похороны пришёл весь город… Похоронили Б.С. Окулова на Новодеревенском кладбище в Балашихе. Через несколько лет здесь по инициативе и при финансовой поддержке АК «Рубин» был построен храм Воскресения Словущего. Первое заупокойное богослужение здесь было приурочено к годовщине гибели генерального директора авиационной корпорации «Рубин» Бориса Сергеевича Окулова… Алексей Галанин