В выставочном зале Госархива открылась экспозиция к юбилею "Окон РОСТА"

Сто пять лет исполнилось с того момента, как художник Михаил Черемных, сотрудник художественно-фотографического отдела Российского телеграфного агентства, вывесил в витрине пустующего магазина на углу Тверской и Большого Чернышевского плакат с коротким стишком и иллюстрацией. Его и увидел в октябре 1919 Маяковский - и тут же отправился в РОСТА. Следующее "окно" они с Черемных делали уже вместе...

В выставочном зале Госархива открылась экспозиция к юбилею "Окон РОСТА"
© Российская Газета

На выставку "Владимир Маяковский. "Пятнами красок и звоном лозунгов". К 105-летию "Окон сатиры РОСТА" Государственный архив Российской Федерации выставил 40 самых ярких образцов агитработы советских художников и поэтов первых послереволюционных лет, отобранных из примерно 950 серий, хранящихся в ГАРФ. Около 100 из них создал Маяковский. Потому и выставка названа его именем.

"Специальность - поэт и художник... Занятие до поступления в Комиссариат народного просвещения - поэт.... Род общественной деятельности до поступления - поэт..." Оригинал личной карточки Маяковского, как сотрудника Комиссариата, к которому принадлежало РОСТА - один из самых важных экспонатов выставки, переполненной такими ценностями, как: сами плакаты, личные вещи героев выставки (например, знаменитые каракулевая шапка Маяковского и его галстук-бабочка), уникальные документы 1919-1921 годов - все сплошь подлинники. Исторические события, отраженные в плакатах, получают тут документальное - и материальное - подтверждение, выставка выглядит погружением в горячую действительность легендарного времени.

... Декрет Совета народных комиссаров о создании Рабоче-крестьянской Красной армии - машинопись за подписью Ленина, Крыленко, Дыбенко, Подвойского. Тут же военный бюллетень РОСТА о положении на фронте. А сверху - яркая серия Амшея Нюренберга в духе русского лубка: "Фронту дай силы новые, фронт крепи за станками". Трое рабочих маршируют с ружьями, один - за станком.

Борьба с голодом. "От мешочника вреда больше, чем от Врангеля и Польши": упитанный мужчина несет на плече мешки. "Врангель и пан сражались в бою - этот прячет под маску морду свою". На маске - широкая улыбка, под ней звериный оскал. А в витрине настоящий артефакт - коробка с образцами так называемого "голодного хлеба", высохшие кругляши серого, белого цвета - из фондов ГАРФ.

Карты боевых действий, депеши с мольбами о подкреплении, телеграммы за подписями вождей. На плакатах - помощь фронту, борьба с голодом и разрухой, с Польшей и Антантой, призывы к мировой революции и дисциплине на производстве... Броско, коротко, внятно: враги уродливы и смешны, "наши" - благостны, сосредоточены, энергичны, Врангель всегда в бекеше, крестьянин - в лаптях, рабочий - в фартуке. Объяснять неграмотным крестьянам, что происходит в стране, проще всего было с помощью ярких рисунков и несложных, но броских лозунгов. Крестьяне и солдаты, увидев их, должны были не только запомнить призыв, но и исполнить его.

По экспозиции идешь, как по галерее авангардной графики, в каждой работе видны, даже в условиях бешеного производственного темпа авторский стиль, принадлежность к разным школам. У Черемных есть характеры, все мастерски прорисовано, Малютин изобретателен в технических решениях, Маяковский работает "чистым цветом", без полутонов, как истинный футурист. И, конечно, сочиняет стихи-подписи: "Деньги считают буржуи Антанты, снова убийцы против РСФСР наняты", "Рабочий - штык гранит колкий, а ты, работница, помоги иголкой", "Чтоб снова не явились эти вороны вам - на фронт, расправься с племенем барановым".

Маяковский на выставке представлен на двух третях плакатов, либо как автор текста, либо - и текста, и рисунка. Для него "Окна" стали творческой лабораторией, он тут учился делать поэтическое слово максимально активным, действенным, дающим прямой политический результат.

...В одном из уголков выставки воспроизведено рабочее место трафаретчика - работника, делающего трафареты с принесенных художниками образцов, то есть тиражирующего плакаты: стол, печка-буржуйка, обогревавшая помещение. Здесь и оригиналы трафаретов для тиражирования "Окон", а еще нож, рулетка и карандаши, принадлежавшие трафаретчику Николаю Виноградову. В свое время он сохранил часть архива "Окон", собирая вместе с Михаилом Черемных плакаты, которые новые хозяева помещений, работники Главполитпросвета, просто выбрасывали на улицу. Раритеты из коллекции Виноградова вместе с плакатами ГАРФ представлены на выставке "Владимир Маяковский. "Пятнами красок и звоном лозунгов".