Новый взгляд на старинную усадьбу: в Самарском литературном музее проходит необычная выставка

Усадьба, которая снится Выставка раскрывает разные грани жизни музейных зданий. Наверное, для многих самарцев станет новостью, что усадьба на улице Фрунзе была домом не только Алексея Толстого, но и других интересных людей. Это место хранит в себе следы разных эпох и судеб. - С каждым уголком этой усадьбы связаны какие-то события, - сказал на открытии выставки Михаил Перепелкин. - Я думаю, она снилась и снится сотням людей. И тем, кто здесь жил, и тем, кто бывал здесь в гостях или на каких-то праздниках. Когда этот музей открывался 40 лет назад, наших предшественников интересовали, прежде всего, Алексей Толстой и его родители, которые здесь жили в начале XX века. Но большой интерес представляют и судьбы многих других людей. Тех, кто жил здесь до и после Алексея Толстого. Я надеюсь, что побывав на этой выставке, многие люди внимательно посмотрят и на собственные дома. И подумают над теми смыслами, которые в суете до сих пор скрывались от них… Девять смыслов Об обитателях усадебных домов разных лет рассказывают фотографии, документы, описания на стендах. Открывается экспозиция разделом "Смысл первый – географический". Самые ранние сведения о месте, где сегодня располагается музей-усадьба А. Н. Толстого, относятся к середине XIX века. Первыми владельцами построек были самарские дворяне Зыковы, затем здания с прилегающей к ней землей несколько раз меняли хозяев. "Смысл второй – доходные дома". В архивных делах строительного отделения городской управы часто встречалось имя отставного штабс-капитана Александра Вернера. Человеком он был деятельным. По доверенности потомственного почетного гражданина Самары, купца Константина Сибирякова Вернер вел дела, связанные со строительством зданий. В 1880-х годах он возвел на месте будущей усадьбы Алексея Толстого два двухэтажных деревянных дома и стал сдавать там квартиры. Как говорит Михаил Перепелкин, здесь в то время жили десятки интереснейших людей. Среди них были железнодорожные служащие, врачи. Одними из первых квартиросъемщиков стали супруги Щепанские. Жена Аделина давала уроки игры на скрипке, а муж Иосиф преподавал математику и механику в реальном училище. Среди его учеников были Глеб Кржижановский и Алексей Толстой. Судьбы двух других квартирантов были связаны с именем Максима Горького. Одна из них - Елена Буланина, служившая преподавательницей словесности и сотрудничавшая с "Самарской газетой" (16+), публикуя в ней стихи и рассказы. Здесь она и познакомилась с Алексеем Пешковым, будущим писателем Горьким. На выставке можно увидеть коллективный редакционный снимок, на котором они запечатлены вместе. Другим квартиросъемщиком Вернера был Дмитрий Кишкин, служивший в Самаре частным поверенным. С мая по декабрь 1895 года живший тогда по улице Вознесенской, он сдавал полуподвальное помещение Алексею Пешкову. Следующий раздел - "Смысл третий – архитектурный". Здесь можно, например, увидеть фотографию улицы Саратовской (нынешней Фрунзе), сделанную в конце 60-х годов XIX века. В таком виде она оставалась почти 20 лет – до того времени, когда здесь построили новые усадьбы, в том числе и дома, принадлежавшие Вернеру. Тут также возвели городской театр. Мимо дома на Саратовской, 165 ездили экипажи, доставлявшие зрителей на спектакли, а затем развозившие их по домам. Старые фотоснимки показывают то, как выглядели в те времена соседние здания, – костел и особняк Курлиной. Экспонаты раздела "Смысл четвертый – семейное гнездо" рассказывают о жизни в усадьбе родителей молодого Алексея Толстого. Он поселился здесь в 1900-м и прожил чуть меньше года, вплоть до окончания реального училища. Позднее приезжал в Самару на каникулы, и его фотоаппарат не раз запечатлевал счастливую семейную пору – Алексея Бострома и Александру Толстую. Идиллия завершилась в июле 1906 года, когда мать писателя скончалась. "Смысл пятый - крушение надежд". После смерти он оставил эту квартиру и переехал в дом на углу улиц Сокольничей и Симбирской (теперь это пересечение Ленинской и Ульяновской). Прежнюю жилплощадь сдавал семье титулярного советника Валериана Бородаевского. Впоследствии в Санкт-Петербурге тот стал довольно известным поэтом. Его жена Маргарита Бородаевская оставила воспоминания о жизни семьи в доме Бострома. Супруги находились там до 1908 года. Когда умерла их маленькая дочка, покинули Самару. В январе того же года женой Бострома стала "классная надзирательница" второй женской гимназии Екатерина Виноградова. Вскоре с молодой супругой он перебирается в освобожденную квартиру. Утешением для Алексея Бострома в эти годы была его воспитанница Шура Первякова. И еще – занятия музыкой. В 1914-1916 годах у мужчины квартировал бывший военный врач Яков Гуревич с семьей. У хозяина сложились с ними дружеские отношения. В 1918 году усадьба была национализирована. Бострому отвели только одну комнату. Сильно нуждавшийся Алексей Аполлонович не раз столовался у Гуревичей. Когда же в 1921 году отчим Алексея Толстого умер, именно они провожали его в последний путь. "Смысл шестой – возвращение писателя" – так назван следующий выставочный раздел. В 1920-1940 годах в бывшей усадьбе размещались коммунальные квартиры. В 1936 году в газете "Волжская коммуна" (12+) вышла заметка председателя ЖАКТа № 116 Севастьяновой, которая сообщила о том, как встретилась во дворе с писателем Алексеем Толстым. Будучи проездом в Куйбышеве, он зашел посмотреть на места своей юности. Севастьянова предложила ему остаться на денек в городе, но тот сказал, что спешит на пароход. Через какое-то время усадьба сменила свое назначение. Об этом рассказывается в разделе "Смысл седьмой – детский сад". Эта страница жизни объекта описывается в нескольких воспоминаниях, в том числе – самарского художника Станислава Щеглова. С рассказами, а также фотографиями той поры можно познакомиться на выставке. Воспоминания Щеглова и других жильцов, где они описывают обстановку бывшей усадьбы в послевоенные годы, цитируются в следующем разделе – "Смысл восьмой – коммунальные квартиры". Заключительный раздел – "Смысл девятый – создание музея". Идея открыть музей на базе усадьбы появилась еще в 1960-е годы. На выставке цитируются воспоминания его первого директора Маргариты Лимаровой, которая рассказывает, как все начиналось. Атмосфера усадебной жизни На выставке можно увидеть бытовые вещи обитателей квартир в усадебных домах – чайники, кувшины и прочую посуду, часы, одежду разных времен, обувь, куклы, ученические тетради. Здесь же воспроизведен дореволюционный план Самары и ее окрестностей. Атмосферу усадебной жизни воссоздало выступление самарской певицы Юлии Русалиной, спевшей два романса под аккомпанемент гитариста Максима Пешкова. На открытии экспозиции своими воспоминаниями поделились жильцы коммунальных квартир, которые располагались в зданиях, занимаемых сегодня музеем. В заключение Михаил Перепелкин провел экскурсию по выставке.

Новый взгляд на старинную усадьбу: в Самарском литературном музее проходит необычная выставка
© СОВА