Чем БАМ 2.0 отличается от БАМ-2 и зачем России две магистрали на восток
Байкало-Амурская магистраль (БАМ) стала одной из самых знаменитых строек советской эпохи. И хотя было время, когда эту дорогу критиковали за неэффективность, в год 50-летия с начала ее строительства сомнений в востребованности БАМа больше нет.
За последние 10 лет грузопоток по БАМу существенно вырос. К концу 2022 года провозная способность магистрали составила 158 тонн. К концу 2024 года ее планируется довести до 180 млн тонн в год. Сегодня БАМ нужен не только для экспорта российских товаров, но и как транзитный путь между Востоком и Западом.
К концу 2022 года провозная способность БАМа составила 158 тонн. Фото: РЖД
БАМ снова строят
На БАМе запущена активная модернизация. В составе Восточного полигона эта магистраль приносит в бюджет России 5,2 млрд рублей. Ее вклад может увеличиться, если поток грузов будет расти.
"При всех проблемах внешнего рынка мы обеспечены заказами на уголь до 2040 года. Будем возить его в огромных количествах, и это обеспечит нам валютные поступления. А для этого нужен как раз БАМ, потому что Транссиб не выдерживает. Роль БАМа сейчас становится все более значимой", - говорит заведующий московским отделом Института проблем транспорта РАН Владимир Цыганов.
Сейчас БАМ активно модернизируют. Фото: РЖД
Планы дальнейшей модернизации БАМа - проект БАМ-2 - появились, когда только завершался первый этап работ: планировалось увеличить пропускную способность БАМа до 180 млн тонн. БАМ 2.0, в свою очередь, предусматривает увеличение пропускной способности магистрали до 240 млн тонн, поясняет Цыганов.
По его словам, к 2024 году уже выполнен план по наращиванию пропускной способности до 180 млн тонн. К 2030 году планируется увеличить грузопоток до 240 млн тонн, а к 2040 году - из-за невероятно выгодных контрактов на уголь - довести этот показатель до 280-300 млн тонн. На данный момент дороги Восточного полигона неспособны провозить столько угля, сколько нужно для выполнения контрактов.
Горочный пост по роспуску железнодорожных вагонов, построенный в рамках строительства второй очереди Байкало-Амурской магистрали в городе Тында Амурской области, 2019 год. Фото: РИА Новости
Кузбасс активно подталкивает РЖД к увеличению грузопотока. Также постоянно предлагаются новые проекты по расширению пропускной способности Восточного полигона, например Северо-Сибирская магистраль (Севсиб).
Дорога в переходный период
В 1990-е годы, по словам Цыганова, в БАМ практически не совершались инвестиции, некоторые политические деятели, в частности, Егор Гайдар, занимавший в разные годы посты вице-премьера, министра экономики и финансов, заявляли об экономической несостоятельности магистрали.
БАМ 2.0 является самым актуальным проектом в рамках Восточного полигона. Фото: РИА Новости
Однако, по словам Цыганова, первоочередной причиной, по которой строили и продолжают строить БАМ, было не улучшение экономики, а военно-стратегическая необходимость.
"Здесь нужно мыслить стратегически, как Николай II, как в 70-е годы мыслили в СССР. Невозможно предсказать будущий экономический результат всей этой стройки. Но абсолютно очевидно, что стратегическое планирование, безусловно, будет замкнуто на БАМ". По словам эксперта, БАМ, как в свое время Транссиб, строился в первую очередь для быстрого реагирования на внешние угрозы суверенитету страны.
Карта дорог Восточного полигона: БАМа (на фото выше) и Транссиба. Фото: РЖД
Куда продолжается БАМ
Современная история БАМа началась в 2013 году, когда был утвержден план создания Восточного полигона железных дорог. Это проект по модернизации железных дорог и созданию безбарьерной среды прохода между ними, включая БАМ и Транссиб. В состав полигона входят как широтные дороги, так и меридианные, вроде Комсомольск-на-Амуре - Волочаевка 2. Эти пути пересекают БАМ и Транссиб, создавая единую структуру.
В 2013-2022 гг. реализовывался проект БАМ 1.0. Его созданием занимался в том числе и Цыганов.
Проектом было предусмотрено восемь типов мероприятий, необходимых для успешной модернизации БАМа в составе Восточного полигона. В их числе, со слов Цыганова, увеличение пропускной способности полигона, развитие станций, оборудование участков (железнодорожных) автоблокировок, реконструкция земляного полотна, реконструкция мостов и тоннелей, модернизация железнодорожных путей, строительство разъездов, усиление локомотивного хозяйства, удлинение приема отправочных путей.
"В конце 2010-х годов мы разработали три сценария развития транспортного комплекса России в условиях нарастания агрессии Запада. Предполагали, что нам перекроют транспортную инфраструктуру на Запад и надо будет поворачивать на Восток. И вот так сложилось, что эти наши работы как раз признали после начала СВО, то есть в 2022 году", - рассказывает Цыганов. Потому, по словам ученого, БАМ 2.0 является самым актуальным проектом в рамках Восточного полигона.
За все это время в населенных пунктах рядом с БАМом и Транссибом были реконструированы десятки местных больниц и школ в рамках благотворительного проекта Восточного полигона.
Фото: Инфографика "РГ" / Леонид Кулешов / Валерия Лобко
Сейчас на БАМе живут и трудятся постоянные рабочие коллективы и почти не используется труд вахтовиков. А каждый рабочий из коллектива живет не во времянке или бараке, а в отапливаемом доме, замечает Цыганов.
Здание железнодорожного вокзала в городе Тында Амурской области, 2015 год. Фото: РИА Новости