Войти в почту

В Спасо-Преображенском соборе Владивостока к Пасхе завершат роспись алтаря

В Спасо-Преображенском соборе Владивостока заканчивают роспись алтаря. Завершить работу обещают к Пасхе, которую православные христиане отметят в этом году 2 мая.

В Спасо-Преображенском соборе Владивостока к Пасхе завершат роспись алтаря
© Российская Газета

На лесах в алтарной части собора работает одновременно девять человек - художники мастерской православного искусства "Ковчег" из Ярославля. Два центральных сюжета росписи - "Спас в Силах" в окружении ангелов и херувимов и сцена Преображения Господня - были созданы еще летом прошлого года. Сейчас их дополняют фигурами апостолов.

В основной части храма расписали пока только нижний ярус. Восхищенным взглядам прихожан и туристов открываются картины на евангельские сюжеты, которые одновременно отсылают к главным церковным праздникам: Воздвижение креста Господня, Воскрешение Лазаря, Крестный путь Спасителя, Рождество, Введение во храм и Успение Пресвятой Богородицы.

Фото: Елена Васильева/РГ

Художники используют силикатные краски, устойчивые к приморской влажности и резким перепадам температуры. Как говорит главный художник "Ковчега" и один из ведущих иконописцев Грузии и России Зураб Модебадзе, о том, что цвета станут темнее под воздействием свечной копоти тоже можно не беспокоиться.

- Копоть может портить стены в маленьких храмах с низким потолком, с плохой вентиляцией. Этот храм большой, и вентиляция здесь превосходная. И прослужат росписи даже дольше, чем кирпичная кладка и каменная облицовка стен, - уверен Зураб Модебадзе.

Фрески выполнены в стиле модерн, соединившем иконописный канон с академической живописью. Те, кто посещал святые места Санкт-Петербурга, заметят очевидное сходство этой росписи с мозаичными полотнами храма Спаса-на-Крови. Это неудивительно - художники Михаил Нестеров и Виктор Васнецов, по эскизам которых создавались знаменитые мозаики в северной столице, тоже некогда приспособили искусство модерна к церковной живописи.

Несмотря на восторженные отзывы, авторы росписей относятся к своей работе самокритично и строго.

- У настоящего художника никогда нет удовлетворения своей работой. Конечно, зритель будет оценивать. Но сам художник должен всегда стремиться к большему. А в том, чего он уже достиг, он нередко сомневается: "А может, надо было вот так? Ну ладно, в следующей работе это сделаю". Мы, конечно, трудимся на пределе своих возможностей. Главный вердикт - не наш, а зрителей, прихожан, - признается Зураб Модебадзе, отмечая, что негативных отзывов пока не было.

Фото: Елена Васильева/РГ

Украшение храмового пространства - это наследие византийского искусства, некогда безоговорочно принятого на Руси. Покрывать росписью принято всю поверхность стен, не оставляя белых пятен. Поэтому над нижним ярусом собора вскоре начнут появляться другие евангельские сюжеты и орнаменты, на колоннах планируют написать фигуры апостолов и святых. Завершит композицию лик Спасителя на куполе, который находится на высоте 67 метров. Правда, по самым оптимистичным подсчетам до этого момента пройдет не меньше трех лет.

Фото: Елена Васильева/РГ

Справка "РГ"

Спасо-Преображенский кафедральный собор - самый крупный храм в Приморье и четвертый по величине в России. Его строительство началось в 2010 году и продолжается до сих пор. Общая площадь собора составляет свыше 5,3 тысячи квадратных метров, собор способен вместить одновременно до двух тысяч прихожан.