"Понимание системы управления сферой культуры и искусства может принести много пользы молодому артисту на старте карьеры"

На днях провел встречу с молодыми актерами – студентами Школы-студии МХАТ, где в свое время имел честь преподавать. Замечательные ребята, у которых уже есть успешный старт. Шутка ли – преодолеть конкурс 300 человек на место! Надеюсь, впереди у них тоже удачная карьера. Как раз говорили о перспективах актерской профессии, в том числе о тех изменениях, которые грядут в будущем в связи с техническим прогрессом. Многое из этого уже обсуждалось мной на Международной выставке-форуме «Россия» на ВДНХ ( ссылка ) Большинство деятелей искусств пока скептически относятся к возможностям искусственного интеллекта и не боятся конкуренции с уверенностью Белой Королевы у Льюиса Кэрролла: «Завтра никогда не бывает сегодня!» ( ссылка ) Но то, что уже сейчас демонстрируют новые технологии, на мой взгляд, не дает оснований для такой самоуверенности в недалеком будущем. Достаточно взглянуть, для примера, как ИИ-модель Sora визуализирует все подряд из текстовых задач. (ссылка) Да, пока лишь в пределах одной минуты. Но это уже реальность, которая стремительно будет набирать обороты. Причем, как для массовой аудитории, так и в личном плане. (ссылка) Не учитывать эти перспективы, которые изменят многие традиционные схемы работы в культуре и искусстве, молодым людям, выбирающим сегодня путь артиста или художника, просто недальновидно. Но весьма интересный разговор состоялся со студентами уже после самой встречи. Вопросы касались не технической революции и будущего, а вполне актуальных и насущных проблем. Ребята хотели понять, какие есть возможности для воплощения своих творческих проектов, где и кто принимает решения об их поддержке, как выделяются средства для реализации, какие и где имеются карьерные перспективы после ВУЗа. И именно на этом мне хотелось бы остановиться, поскольку уже не первый раз у меня возникает подобная беседа с молодежью, вступающей во взрослую жизнь. Так что дальнейший текст составлен по результатам многих встреч и является собирательной характеристикой общей ситуации. К сожалению, даже перед выпуском студенты творческих специальностей плохо представляют, как устроена система государственного управления той сферой, в которой им предстоит скоро работать. В молодом сознании существует некое абстрактное Министерство культуры, которое вроде бы всем управляет. Но как это осуществляется на практике, через что и кого, понимания нет. О региональных министерствах, департаментах и комитетах по культуре, как правило, студенты ничего не знают. О программах по ведомству общего образования «театр в школу» даже не догадываются. Про Президентский фонд культурных инициатив не слышали. (ссылка) Театры, куда скоро надо будет устраиваться, воспринимаются как суверенные центры, которые существуют сами по себе. Простой вопрос – а откуда у них финансирование – возвращает в абстрактное начало к Минкультуры России. Хотя из 666 государственных театров лишь 26 находятся в прямом подчинении Министерства, и в них работают 5227 артистов из 38,5 тысяч по всей стране (ссылка) О знании частного сектора говорить не приходится. Имеется смутное представление, что все там решается только по знакомству, через кумовство, фаворитизм и блат, как, впрочем, и везде. Упоминание Союза театральных деятелей и Союза кинематографистов вызывает недоумение, поскольку это что-то неясное и вроде как для стариков. Аналогичная реакция на слова – Трудовой кодекс, профсоюз, авторское право. У юных барышень нет знаний даже о своих правах на отпуск по беременности и уходу за ребенком. Большинство чуть ли не пугаются этих мыслей и гонят их от себя, подобно Скарлетт О’Хара: «Я подумаю об этом завтра». Как будто эти важнейшие личные вопросы не влияют на творческую карьеру. А ведь сколько их сломалось из-за такой недальновидности. Понятно, что артисты не продюсеры, которым и систему власти разъясняют, и механизмы управления преподают. Но лично мне кажется, что хотя бы элементарный набор правовых знаний у творческого человека должен быть. Ведь в нашей стране по-прежнему государство крупнейший работодатель и инвестор в сфере культуры и искусства. Но как применить в этой системе себя, не зная карту возможностей, не понимая структуру подчиненности, не представляя, как формируются планы мероприятий, как они обеспечиваются ресурсами, кто и как их распределяет и пр.?! Помню, во время службы в армии в казармах висели стенды, на которых для бойцов наглядно была представлена вся военная иерархия от командира части до Верховного главнокомандующего. Наверняка, сейчас утонченные натуры вознегодуют от такого сравнения. Но если без снобизма, то понимание азов реальной жизни может принести много пользы молодому артисту на старте карьеры. Тем более, государственного распределения и гарантированного трудоустройства после ВУЗа давно нет. Кому-то повезет прославиться еще во время учебы или на кастинге. Кого-то возьмет под крыло наставник. Кому-то неравнодушный деканат устроит смотрины в стиле картины Николая Неврева «Торг», зазвав на выпускной спектакль руководителей ведущих театров. «Торг. Сцена из крепостного быта» Картина Николая Неврева, 1866 год Государственная Третьяковская галерея Но все равно много тех, кто, получив диплом, окажутся в свободном поиске. И откуда у них возьмется понимание и навыки, куда идти со своим талантом после стольких лет обучения?! По официальным данным ежегодно ВУЗы выпускают 1300 артистов, из которых 18 % (каждый пятый) не могут трудоустроиться, что уже характеризуется как «статистика достаточно жесткая». (ссылка) Само же творческое сообщество относится к этой статистике скептически, считая, что гораздо больше выпускников остаются неприкаянными. Да и что значит «трудоустроиться»? Получить возможность год за годом выходить в массовке и играть «кушать подано», наблюдая рядом чужой успех и подрабатывая при этом аниматором, официантом, таксистом, няней и т. д.? Вспоминая свои ощущения после института, вижу, что за тридцать лет ничего не поменялось. Тогда нам в университете тоже рассказывали и про Министерство императорского двора с дирекцией театров, и про Наркомпрос с Луначарским, и даже про Фурцеву. Но ничего про современность. В итоге, приходя на работу, молодые специалисты вообще не знали никого выше директора своего учреждения. Тогда, в середине 90-х годов, органы власти новой России только формировались. Юридически распались, но по инерции еще работали советские связи, пока новые структуры оформлялись с первыми попытками разделения полномочий на федеральные и региональные. Но это тогда. Сегодня все устойчиво, понятно, управляемо. Тем не менее, как приходится наблюдать, правовая грамотность у творческой молодежи по-прежнему не в чести. Что печально. Да, успех в актерской профессии во все времена был, есть и, очевидно, будет непредсказуем. В ситуации жесткой конкуренции надо найти своего режиссера, свою сцену, свою роль, свое амплуа и т. д. Но и достигнув успеха, нужно еще больше усилий, чтобы удержаться на гребне, особенно, когда с возрастом начинают наступать на пятки амбициозные неофиты. Снова процитирую произведение Льюиса Кэрролла: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» Суровая проза жизни в том, что далеко не все зависит только от таланта. Но по этой же причине отсутствие прагматичных знаний и карьерных навыков подчас приводит к невозможности получить молодому человеку заветный «звездный шанс» или, что еще досаднее, позволяет упустить его из-за непонимания, что это он самый и есть. И тут совет опытного наставника, сведущего в аппаратных правилах, может оказаться судьбоносным. На это при подготовке студентов имеет смысл обратить внимание, чтобы потом не возникали в сети печальные мемы про «отговорю вашего ребенка от поступления в театральный ВУЗ недорого». А ребятам из Школы-студии МХАТ хочется пожелать успехов после обучения и чтобы никакие технические новации или бюрократические препоны этому не помешали.

"Понимание системы управления сферой культуры и искусства может принести много пользы молодому артисту на старте карьеры"
© Ревизор.ru