В католической церкви зреет раскол, Ватикан атакуют сепаратисты
Что ожидает глобальное христианство и как оно будет меняться, порталу Katholische Kirche in Deutschland рассказал профессор практической теологии Цюрихского университета Томас Шлаг, специализирующий на исследованиях будущего ведущих конфессий. По его словам, «общей тенденцией является упадок институционального христианства с классическими структурами иерархии и власти».
Для внутренних дискуссий в Церквах, отмечает Шлаг, сегодня характерно выражение «озабоченности бюрократией». Подобные обсуждения становятся важным фактором и для мировой Католической церкви с ее централизованной структурой и штаб-квартирой в Ватикане.
Прежде всего, это выражается в спорах, которые в последние годы ведут между собой Святой престол, с одной стороны, и ряд немецких епископов и организаций мирян-католиков, с другой. Старт этому был дан в 2019 г., когда епископы и влиятельный Центральный комитет немецких католиков (ZdK) совместно выступили с инициативой, которую они назвали Synodale Weg («Синодальный путь»). Участники инициативы решили обсудить возможности реформы церковного учения и «исправления» практики на фоне кризиса злоупотреблений со стороны священнослужителей и массового исхода немецких католиков из Церкви.
На пяти ассамблеях «Синодального пути», проходивших с 2020 по 2023 год, были представлены резолюции, призывающие к введению института женского диаконства, отмене целибата для священников, разрешению мирянам проповедовать на мессах, преподаванию благословений однополым парам, пересмотру учения Катехизиса о гомосексуальности и повышению роли паствы в выборе епископов. Но самым «смелым» стало создание комитета из епископов и мирян, который должен был подготовить почву для создания в 2026 г. постоянного органа под названием «Синодальный совет», который будет заниматься планированием и перспективами Церкви, а также отвечать за финансовые и бюджетные вопросы, не решаемые на епархиальном уровне.
В Ватикане отреагировали очень остро. Следует отметить, что с момента избрания в 2013 г. новым папой Римским аргентинского кардинала Хорхе Марио Бергольо мировую Католическую церковь потрясали публичные столкновения, которые провоцировали заявления о ее возможном расколе. Серия «прогрессивных реформ», которые продвигал папа Франциск (среди наиболее спорных – изменение отношения к гомосексуалистам, трансгендерам, женщинам и разведенным), была критически встречена многими консервативными католиками. Тогда на острие конфликта выдвинулись духовенство и миряне Католической церкви в США, богатой и влиятельной. Так, после обнародования в конце прошлого года Дикастерией доктрины веры декларации Fiducia Supplicans, разрешающей священникам в частном порядке благословлять однополые пары, около 90 ведущих церковных мыслителей, многие из которых родом из США или имеют тесные связи с американской Католической церковью, подписали открытое письмо ко «всем кардиналам и епископам» с призывом дезавуировать этот документ.
Но папа Франциск, хотя периодически и высказывался неодобрительно о слишком ретивых «консерваторах», все же не показывал, что их критика его серьезно задевает. Иное отношение у понтифика и Святого престола вызвал немецкий «Синодальный путь».
Ватикан выступил резко против создания «Синодального совета», усмотрев в нем «новую управленческую структуру», которая получит полномочия, превышающие те, которыми обладает Конференция католического епископата Германии, и «фактически заменит ее». В ноябре 2023 г. понтифик в направленном немецким католикам письме поставил под сомнение легитимность как «Синодального комитета», так и «Синодального совета», выразив обеспокоенность тем, что «некоторые элементы» в Католической церкви в Германии предпринимают шаги, «чтобы все сильнее уводить ее с общего пути Вселенской церкви».
Далее последовало совместное заявление госсекретаря Святого престола кардинала Пьетро Паролина, префекта Дикастерии доктрины веры кардинала Виктора Фернандеса и префекта Дикастерии епископов кардинала Роберта Прево, которые призвали немецких епископов не идти на создание в Германии «смешанного органа» из духовенства и мирян, поскольку это нарушило бы каноническое право.
В ответ немецкие католики-миряне, принимающие участие в «Синодальном пути», потребовали от своих епископов бросить вызов Латеранскому холму и продолжить «курс реформ». Руководство Центрального комитета немецких католиков настаивает на этом, несмотря на «сигналы» из Ватикана, поскольку у «Католической церкви у Германии не будет второго шанса, если она сейчас остановит «Синодальный путь». Заместитель председателя ZdK Томас Сединг назвал противоречием тот факт, что Святой престол «продвигает синодальные процессы на Синоде по вопросам соборности, но затем ставит «стоп» на пути реформ в Германии». И среди немецких католиков «будет расти разочарование, если реформы снова отложат на второй план». Инициатива «Мы – Церковь» призвала епископов «не обманываться вводящими в заблуждение сообщениями» из Ватикана. Епископов также попросили сделать все, чтобы и миряне участвовали в дальнейших переговорах со Святым престолом. Тем самым Конференция католического епископата Германии оказалась между ватиканским молотом и мирянской наковальней.
Переговорный процесс между епископами и Святым престолом продолжается. Последняя встреча сторон прошла в марте. В заявлении по ее итогам говорится, что немецкие епископы и представители Ватикана договорились о «регулярном обмене мнениями» о «дальнейшей работе «Синодального пути» и «Синодального комитета».
За диалогом внимательно наблюдают во многих национальных католических церквах, понимая, что от его исхода будет зависеть будущее мировой Католической церкви и ее перспективы. Ведь ситуация может сложиться так, что ради предотвращения открытого церковного раскола Ватикану придется принять сценарий, по которому пошла Англиканская церковь, из-за разногласий по вопросу принятия однополых браков ставшая де-факто рыхлой конфедерацией англиканских общин.
Жертвой необходимости сохранить хотя бы внешнее единство могут стать церковное учение и традиции. В феврале этого года бельгийские католические епископы представили собственный «синодальный манифест», в котором предложили «децентрализовать» практику принятия «некоторых решений в Церкви», отдав на местный уровень, например, вопрос о рукоположении женщин-диаконов. Как отмечают некоторые ватиканисты, бельгийские епископы «поддержали практически ту же прогрессивную программу, что и немецкие коллеги», но не противопоставили себя при этом Святому престолу. Посмотрим, как отреагирует на этот ход Ватикан, которому приходится сейчас сдерживать «сепаратные настроения» немецких католиков-мирян и ряда примкнувших к ним епископов.