В Казани впервые представили совместную экспозицию работ Фешина и Эрьзи

В галерее "Хазинэ" открылась выставка "Встреча", объединившая работы двух выдающихся мастеров XX века - живописца Николая Фешина и скульптора Степана Эрьзи. Никогда не встречавшиеся при жизни художники вступили в своеобразный диалог в экспозиционном пространстве.

В Казани впервые представили совместную экспозицию работ Фешина и Эрьзи
© Российская Газета

Этот удивительный проект стал возможен благодаря усилиям Государственного музея изобразительных искусств РТ и Мордовского республиканского музея изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи (Саранск). А идейным вдохновителем стала Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина. Именно в ее стенах впервые была организована масштабная выставка произведений Фешина и Эрьзи. "Это было чудо, которое хотелось повторить", - призналась генеральный директор ГМИИ РТ Розалия Нургалеева.

И вот экспозиция, правда, в более скромном формате, открылась в Казани. Здесь представлено более 60 работ обоих мастеров. Среди них "Бойня", "Портрет Вари Адоратской", "Портрет Н.М. Сапожниковой у рояля", "Обливание", "Тоска" "Мать с ребенком", "Портрет мордовки".

Произведения дополнены выдержками из биографий. В судьбах художников было много общего. Николай Фешин родился в 1881 году в Казани в семье резчика иконостасов и с ранних лет начал помогать отцу в его ремесле. Степан Нефедов (Эрьзя - творческий псевдоним) родом из соседней Симбирской губернии, только постарше Фешина на пять лет. Свой творческий путь также начал в детстве в иконописной мастерской. А позже приехал в Казань, где расписывал храмы.

Впоследствии оба учились в столицах. Николай Фешин в Санкт-Петербурге в Высшем художественном училище при Императорской академии художеств, а Степан Эрьзя - в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. После выпуска молодые художники очень быстро завоевали мировое признание, экспонируясь на престижных европейских выставках. И хотя один из них стал живописцем, а второй скульптором, в их творчестве тоже можно уловить созвучие. Что, собственно, и позволяет сделать проект "Встреча", где работы мастеров соседствуют друг с другом.

Как поясняет куратор выставки Полина Вавилова, оба избрали для себя главной темой человека в его чувственном проявлении. И тот и другой много экспериментировали, работали на пересечении разных стилей: экспрессионизм, импрессионизм, модерн. Наконец, большое внимание авторы уделяли национальным образам. Николай Фешин в свое время много путешествовал по Поволжью, что нашло отражение в серии этнографических картин. А мордвин Степан Эрьзя всю жизнь воспевал свой народ.

В завершающем экспозицию зале можно увидеть две работы, которые сошлись в одной точке. Это деревянная скульптура и портрет Ленина. Пересечение очень символичное. Нельзя сказать, что Фешин и Эрьзя были пламенными сторонниками революции, но и не отвергли ее. Они остались на родине после 1917 года, продолжали работать, испытав все невзгоды Гражданской войны.

И все же оба были вынуждены эмигрировать в 1920-е, не столько по политическим, сколько по финансовым и творческим соображениям. В советской России у них почти не оставалось средств к существованию, а на Западе их знали и ценили. Николай Фешин обосновался в Нью-Йорке, а позже в Калифорнии. Степан Эрьзя осел в Аргентине.

В скульптуре Ленина можно уловить мордовские черты. Фото: Александр Эшкинин

Как замечает заведующий научно-исследовательским отделом Мордовского республиканского музея изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи Виктор Мохаев, так их судьбы вновь удивительным образом "срифмовались". Один оказался в Северной Америке, другой в Южной. Период этот при всем внешнем благополучии был трагический.

По словам искусствоведа, ведущего сотрудника ГМИИ РТ Екатерины Ключевской, если в США у Фешина был творческий и финансовый успех, то на родине - полное забвение. Живописец мечтал о возвращении, но не сложилось. Он умер на чужбине в 1955 году. А Степан Эрьзя в 1950 году вернулся в Советский Союз. Фешина он пережил на четыре года.

И вот спустя полвека две параллельные линии судьбы пересеклись. Художники наконец встретились и ведут свою безмолвную беседу. А нам выпало счастье при этом присутствовать.