Проект "Открытая репетиция". "Гамлет" на малой сцене Театра на Таганке.
Формат открытых репетиций подразумевает то, что нам показывают эскиз спектакля, который создается за шесть дней. Поэтому постановка редко идет больше 45 минут, это сильно сокращенный вариант, тем не менее – в большинстве случаев это именно законченная история. И по этим 45 минутам зритель может понять, хочет ли он увидеть этот проект уже в «нормальном» виде, или лучше ему остаться эскизом. Обычно за сезон показываются два блока подобных проектов. В каждом блоке спектакли объединены той или иной идеей. В этот раз – блок посвящен «60-летию театра на Таганке». Соответственно, выбраны четыре популярных спектакля "Золотого века" театра. И молодым режиссерам предлагается выбрать ту или иную пьесу. Это не попытка скопировать легендарные спектакли. Режиссер полностью свободен в своем творческом поиске. Современный взгляд только приветствуется. Первая постановка, «Серсо» Славкина, была откровенно неудачной. И вроде и режиссер был хороший, и актеры, но просто не хватило времени. «Серсо» очень сложная пьеса. Анатолий Васильев ставил ее три года, а тут у режиссера всего неделя. Да, на то, чтобы понять, о чем «Серсо», потребуется гораздо больше времени, не то чтобы поставить. В итоге замысел режиссера был хороший, просто не хватило времени. С «Гамлетом» ситуация проще – так как пьеса гораздо более известная, понятно, что любой режиссер и любой актер ее читал. Плюс Мурат Абулкатинов – действительно очень талантливый постановщик. Так что я шел на репетицию, будучи уверен, что проект получится интересным. И я был не один. Спустя 44 года на таганском «Гамлете» переаншлаг. В проходах места не было. Интерес огромный. Основная публика – молодежь! В итоге на сцене получился троллинг 80 уровня. У меня сложилось впечатление, что Мурат Абулкатинов внимательно изучил постановку Юрия Любимова и сделал ее полную противоположность. (Хотя сам режиссер это отрицает). Гамлет Высоцкого – бунтарь, Гамлет Сергея Кирпиченка – напротив, предельно вялый, инфантильный человек, который совершенно не понимает, что ему делать, и, главное, зачем. Главной темой этого спектакля является тема сумасшествия главного героя. Много трагичных сцен сделаны действительно смешно. И это не стеб, не издевательство над классикой. Это выглядит органично, в наше время именно такой принц Датский ближе и понятней. Да, с концепцией можно поспорить, но она тоже имеет место быть, и режиссер реализовал ее хорошо (насколько это было реально сделать за неделю). В 70-е годы монолог «Быть или не быть» - читался в спектакле три раза, и каждый раз по-разному. Сейчас же Гамлет читает только первые несколько фраз, потом достает гитару и начинает петь романс Ларисы Рубальской «Напрасные слова». И в какой-то мере это соответствует духу современного героя-бунтаря. Режиссер ухватил дух «Диванных экспертов» довольно четко. Его Гамлет – действительно диванный эксперт, которому гораздо проще объявить себя сумасшедшим, продемонстрировать, что его месть Клавдию всего лишь инфантильная игра, нежели реально действвовать. Клавдий же вообще относится к Гамлету как к психически больному хипстеру. И действительно, смотреть на это было интересно! После подобных репетиций всегда следует обсуждение увиденного со зрителями, и большинству зрителей такая концепция пришлась по душе. Практически все зрители (и я в их числе) единогласно высказались, что подобный спектакль нужен уже в полном формате. И если доработать идею (а то, что у Мурата Абулкатинова это получится, не сомневаюсь), то мы получим очень провокационную, но предельно честную современную версию героя-бунтаря. В ближайший понедельник нас ждет версия «Жизни Галилея» - жду с нетерпением и непременно расскажу, что да как.