В Театре наций поставили спектакль о вчерашней юности и утраченном рае

В Театре наций появились "Десять посещений моей возлюбленной". Режиссер Мурат Абулкатинов поставил спектакль по одноименному роману Василия Аксенова: вышедшая в 2011-м книга была номинантом "Ясной Поляны" и лауреатом премии журнала "Москва" за лучшую публикацию года. Это история о первой влюбленности и первой большой потере, о корнях и тоске по местам детства. Потому-то и жанр создатели постановки обозначили необычно: "сцены из вчерашней юности".

В Театре наций поставили спектакль о вчерашней юности и утраченном рае
© Российская Газета

Василия Ивановича Аксенова немудрено поначалу перепутать с его тезкой, Аксеновым Василием Павловичем, автором "Острова Крым" и "Московской саги". Но у него - ни столиц, ни южных берегов: действие "Десяти посещений моей возлюбленной" разворачивается в родном для писателя Красноярском крае, в деревне Ялани, которая сама по себе, с ее живописной таежной природой, становится полноправным героем романа. Неслучайно перед тем, как приступить к репетициям, команда спектакля побывала в этих местах.

"Оказавшись в Ялани, мы почувствовали, что на сцене необходимо воссоздать эту абсолютную поэзию места", - говорит режиссер Абулкатинов.

И правда, вокруг - словно бескрайняя синь. Зеркальный планшет дает ощущение то ли разлившейся реки, то ли простирающихся куда-то далеко небес. Слева - груда из поваленных - с живой, зеленой макушкой - сосен. Справа деревянный фонарный столб. Но это только декорации. А настоящий простор чувств постоянно прорывается сквозь сам сюжет, главные герои которого - молодые, полные надежд парни и девушки из 1970-х.

Фото: Пресс-служба Театра Наций

Старшеклассник Олег (Владислав Медведев) влюбляется в Таню (Глафира Лебедева). Она живет в соседних Черкассах, и юноша раз за разом - то на отцовском мопеде, то на попутке, а то и пешком - наведывается из Ялани к ней. Каждая их встреча - новая глава отношений и новые, прежде невиданные ощущения: сегодня страсть, а завтра - ревность; вчера между ними не было никаких тайн, а теперь - сплошные недомолвки.

Первая влюбленность с головой накрывает Олега, но иногда ему кажется будто что-то не так: гораздо проще и теплее ему с Галей (Элизабет Дамскер). Именно ей он постоянно кричит вдогонку такие важные слова: "Хорошо, что ты есть!".

Но они же выросли вместе, всю жизнь друг друга знают, учатся в одном классе - какая тут может быть любовь?

Линия любви важная, но не единственная в спектакле - вокруг нее вырисовывается целая жизнь. Другая, одновременно знакомая нам и нет: тяжелая, но более чистая и настоящая. Вроде близкая, но сегодня будто уже невозможная. Или это щемящее чувство возникает оттого, что герои на пороге окончания школы? С прошлым прощаться жалко, а что будет дальше - волнительно и страшно. Но интересно…

Тут и друзья, во главе со смешным Рыжим (Константин Бобков), который легко заводит отношения и так же легко бежит после каждого разрыва сводить счеты с жизнью. И родители и с их вечными просьбами накопать картошки или идти стоговать сено, и такими будничными, но родными сужпружными перебранками. И служба в армии. И первое предательство, и даже после него - снова силы к тому, чтобы устремить куда-то вверх, в лучшее будущее.

Фото: Пресс-служба Театра Наций

Режиссер говорит: "Я постарался сохранить в спектакле присущее прозе Василия Аксенова ощущение ностальгии по юности, оголенному восприятию мира, абсолютной искренности. Мне, как и Аксенову, интересно рассматривать чувства в их крайней степени. Поэтому для меня роман "Десять посещений моей возлюбленной" - это история об утраченном рае, ошибках юности, ослеплении любовью".

Спектакль получился очень теплым и трогательным, снова хочется сказать - чистым. Со множеством интересных придумок (чего стоит исполнение советского хита "Подари мне лунный камень" прямо на мопеде или купание в реке под лунными бликами), с тонкими психологическими портретами героев и работой над хитросплетениями их чувств. И умением не опошлить, не увести сюжет в пресловутое "ретро". Есть совершенно замечательные актерские работы.

Нашего героя Таня из армии не дождалась. Страсть угасла. А милая Галя, про которую Олег наконец все понял, - умерла, но единственного сына назвала его именем.

"Мам, а есть ли у человека душа?" - этот вопрос Олег то и дело задавал матери раньше. Спрашивал скептически, с подковыркой, мол, все это бабьи сказки.

А теперь и ответ нашелся. Есть. Иначе что тогда так болит?..

Прямая речь

Писатель Аксенов: Литература не делится на "городскую" и "деревенскую"

Мы побеседовали с автором романа, писателем Василием Аксеновым, после премьеры.

Это уже вторая постановка вашего романа. Еще одна идет в Театре им. Маяковского. Вы когда-нибудь думали, что "Десять посещений моей возлюбленной" станут спектаклем?

Василий Аксенов: Если по справедливости, постановка уже третья. Первая была в ГИТИСе. Режиссер Светлана Землякова. Она и ввела роман в театральное пространство. О спектакле, если честно, никогда не думал. Я человек, увы, далекий от театра, не драматург, не сценарист. Обычный прозаик. И когда пишу книгу, не вижу (и не предполагаю) театральной сцены. Для меня главное не картина, а язык. И уже из языка должна возникнуть картина - не на сцене, а в сознании читающего.

Вы сказали о языке. Есть ощущение, что сейчас понятия родного языка и родной земли - а все это важные темы вашего романа, - снова просыпаются. По-вашему, они действительно "уснули" на время в массовом сознании? И может ли русский человек жить вне этих понятий?

Василий Аксенов: В моем романе нормальный язык - русский. Я никогда, уважая своего читающего соотечественника, не вставляю в свой текст слово, которого нет в словаре Даля. Россия велика - и в языке ее множество оттенков. Чем и богаты. А словарь Даля и называется "Толковый словарь живого великоРУССКОГО языка".

Родина. Родной язык. В каком массовом сознании они "спали"? В 19-ом веке дворянство говорило только по-французски - а что, массовое сознание тогда спало и не имело своего языка? Нынче многие говорят на полуанглийском. Пройдет и это. Может ли русский человек жить вне этих понятий? Может. Вспомните повара и слугу Смердякова. И это не изжить.

Для вас самого "Десять посещений моей возлюбленной" - о чем в первую очередь?

Василий Аксенов: Ключевое слово в названии "возлюбленная". Не "любимая". Любимая у него была еще с детского садика. Герой (романтически настроенный парень, каких много было в то время) этого не понял, не разобрался в своих чувствах, принимая любовь за дружбу. Эта ошибка ему стоила смерти любимой и измены возлюбленной. Ну, так бывает.

И, конечно, роман о душе. Если бы ее не было, мы бы с вами сейчас не беседовали. Ничто не болит, а душа болит. Значит - она есть. А от того что есть, так просто не отобьешься. И еще: и тело есть, но это очевидно, у него совсем другой язык.

Ваши произведения относят к "деревенской прозе". Вы сами с этим согласны? И могут ли новые "писатели-деревенщики" быть интересными современному читателю, в чем их сегодняшний "нерв"?

Василий Аксенов: Честно признаться, я не понимаю, с чем я должен согласиться. Назовите хоть горшком, в печь только не ставьте. Есть литература. Хорошая или плохая. Читателю интересна хорошая литература, "деревенская" она, "городская" ли. "Антоновские яблоки", "Суходол", "Деревня" - это городская проза или деревенская? Это просто хорошая литература. Замечательная. Такое разделение могло возникнуть только у нас, где идет нескончаемая гражданская война между белыми и красными, западниками и славянофилами, либералами и консерваторами, сталинистами и антисталинистами. И без конца. Распутин, Астафьев, Шукшин, Белов, Носов - это просто большая русская литература, которую все хотят куда-то задвинуть (за шкаф), обозвав ее деревенской (славянофильской, красной, консервативной).

В "деревенской прозе" не может быть "нерва". Нерв может быть в человеке, в горе его, страдании, радости, печали, преданности, измене, рождении, смерти - а все эти переживания, события или действия случаются что у городского человека, что у деревенского. У деревенского человека разве, в отличие от городского, три уха, пять глаз, два сердца, две души? И небо у нас одно, и Бог у нас один. Не разделяйте.