Эрмитаж добавил в экспозицию шедевр XVII века, который не показывал более 80 лет

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 8 апреля. /ТАСС/. Государственный Эрмитаж обновил экспозицию одного из самых известных залов, где представлены шедевры фламандской живописи XVII века. Постоянное место в зале Снейдерса заняла картина "Роскошный натюрморт" Яна ван ден Хекке, которая более 80 лет была скрыта от глаз зрителей и музейных работников, передает корреспондент ТАСС.

"Картина Хекке - то недостающее звено, которого нам не хватало, чтобы продемонстрировать эволюцию и развитие фламандского искусства в эпоху его золотого века, когда работала целая плеяда выдающихся мастеров, которые сформировались в значительной мере под влиянием Рубенса. Снейдерс - один из этих мастеров, и этот зал называется залом Снейдерса. Но только на его имени и творчестве история фламандского искусства не заканчивается, и нам очень не хватало того типа натюрморта, который мы обрели с картиной ван ден Хекке. "Роскошный натюрморт" - это поздняя стадия развития этого жанра во Фландрии, когда он становится очень изысканным, утонченным, совершенным по композиции и исполнению", - сообщил журналистам заведующий отделом западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа Михаил Дединкин.

Он рассказал, что картина попала в коллекцию Эрмитажа незадолго до Великой Отечественной войны, но на протяжении более 80 лет она хранилась на валу и была недоступна ни специалистам, ни зрителям - она значилась только в инвентарных описаниях. "Фотографии не было, из специалистов ее никто не видел, и она не включалась ни в один из научных каталогов Эрмитажа. В прошлом году она была замечательно отреставрирована, показана на выставке-инсталляции в Главном штабе и теперь обрела свое постоянное место в экспозиции", - сказал Дединкин.

Залы шедевров

Полотна ведущих живописцев Фландрии XVII-XVIII веков, в том числе Питера Пауля Рубенса, Антониса Ван Дейка, Якоба Йорданса, Франса Снейдерса экспонируются в пяти залах второго этажа Нового Эрмитажа. Эрмитажная коллекция фламандской живописи насчитывает свыше 500 картин 140 художников, она позволяет составить представление о творчестве почти всех значительных мастеров этого времени.

Как отметил Дединкин, экспозиция зала Снейдерса сформировалась еще 100 лет назад, и ее изменение - большое событие для музея. Несколько лет назад она была дополнена работами современного бельгийского художника Яна Фабра. После окончания временной выставки Фабр подарил Эрмитажу скульптурную композицию "Глупость, стоящая на смерти", на создание которой художника вдохновила эрмитажная картина Снейдерса "Птичий концерт". Современная композиция представляет собой покрытый частичками крыльев насекомых полимерный скелет, символизирующий смерть, который держит в руках чучело белого лебедя, олицетворяющего глупость и неразумие.

"Зал Снейдерса, как ни странно, будучи очень монументальным, благодаря этим "Лавкам" (серии натюрмортов 1610-1620-х годов работы Франса Снейдерса с изображением фруктовой, овощной, рыбной лавок и лавки дичи) принимает иногда очень неожиданные экспонаты. Здесь наш "лебедь", перекликающийся с "концертом". Сегодня сюда пришел "Роскошный натюрморт", - отметил генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский после осмотра обновленной экспозиции.