Войти в почту

«У лукоморья дуб зеленый»: волшебные сказки А.С. Пушкина глазами художников русского модерна

Книги, которые мы читаем в детстве, остаются в памяти навсегда. Спустя годы мы забываем события, в них описанные, имена героев, но всегда помним главное – свои чувства и эмоции. И конечно же те яркие образы, которые рождались у нас в голове не только из самой истории, но и благодаря изображениям, которыми эта история сопровождалась.В детской книге обязательно должны быть картинки. Через них дети познают мир, формируют вкус и первые представления о прекрасном и уродливом, добром и злом. Иллюстрации увлекают, стимулируют воображение, учат ребенка фантазировать. Вспомните книги, которые вы любили в детстве. Наверняка ваша память хранит подробности: кто был нарисован на обложке, какого цвета волосы были у главного героя, во что он был одет. Именно таким, каким нарисовал его художник, герой и остается в вашем сердце – с кудряшками, в шортах или с книгой в руке.Сегодня мы хотим рассказать про одну уникальную книгу, обладающую огромной исторической и кульутрной ценностью. В этой книге собраны работы самых талантливых иллюстраторов – как известных, так и незаслуженно забытых. О каждом из них мы расскажем отдельно, но сначала немного истории.С чего все началосьисточникСейчас представить себе детскую книгу без иллюстраций почти невозможно. Но так было не всегда. Первые иллюстрированные книги появились на Руси в XI веке. Сначала книги были рукописными и представляли собой несколько вложенных в переплет тетрадей. Писали гусиными перьями на обработанной коже – пергаменте.Начальные буквы (их также называли буквицей) выделяли ярко-красной киноварью, отсюда пошло название «красная строка». Также буквы могли выделять с помощь орнамента: украшать изображениями растений, животных или даже людей. Это делалось для того, чтобы буква отличалась, привлекала внимание.В этих первых книгах иногда встречались и другие изображения, чаще всего иконы. Их обычно размещали на отдельных страницах или на полях книги. Эти изображения и можно считать первыми иллюстрациями. Первой такой книгой, дошедшей до нас, является Остромирово Евангелие, созданное в XI веке.Печатные книгиАвторство: Иван Фёдоров, Пётр Мстиславец. ИсточникВ середине XVI века на Руси появилось книгопечатание. Вместо рукописных книг теперь создавались гравюры. Текст и изображение выцарапывались на доске, на доску наносилась краска, а затем к ней прижималась бумага. Эта технология позволяла получать черно-белые изображения. Первая печатная книга называлась «Апостол» и вышла в свет 1 марта 1564 года, на ее создание ушел год.Постепенно технологии усложнялись и позволяли воспроизводить с каждым разом все более тонкие и сложные изображения. Первой иллюстрированной детской книгой в России стал «Букварь» Кариона Истомина, изданный в 1694 году. Каждая буква в нем была изображена на отдельной странице в виде стоящих в разных позах людей. До нас также дошли азбуки и прописи, датированные 18 веком. Уже тогда кому-то в голову пришла мысль, что картинки – изображения людей, животных, растений и построек будут заинтересовывать и мотивировать детей.В то же время для оформления учебных и художественных книг начали использовать лубки – картинки с сюжетами из жизни, которые нравились и взрослым, и детям.Изобретение фотографииВ 1837 году была изобретена фотография, а с ней и фотомеханический способ печати. Теперь в книги стало возможно помещать иллюстрации, созданные в любой художественной технике (акварель, масло, карандаш). Самые талантливые и знаменитые художники того времени создавали детские иллюстрации. Среди них Илья Репин, Виктор Васнецов, В. А. Серов, М.В. Нестеров.Детская книгаМожно сказать, что именно тогда и появилась детская книга как совершенно отдельное направление. Появились книги, которые задумывались и создавались специально для детей, с целью понравиться, развлечь, обучить. И конечно же, иллюстрации в детских книгах имели особое значение, их вполне могло быть больше, чем текста.В 1870-1890 годах издательства в Москве и Санкт-Петербурге сделали публикацию отдельным направлением, которое приносило коммерческую выгоду.Эпоха модернаЭтот момент в книжной индустрии совпал с наступлением эпохи модерна, когда художники стремились переосмыслить то, что было создано в прошлые эпохи, объединить в своем творчестве разные философии, стили и подходы.Русские художники, работающие в стиле модерн, вдохновлялись фольклором и традициями. Черпали идеи в народных сказаниях и легендах. В результате появились настоящие шедевры, в которых прошлое сливается с настоящим, сказка с реальностью, и в каждом штрихе чувствуется любовь и понимание своей культуры и истории.Уникальная книгаВ уникальной книге, выпущенной издательством Наука, впервые собраны иллюстрации художников начала прошлого века, работающих в «русском стиле». Всем известно имя Ивана Яковлевича Билибина, на книгах с его иллюстрациями мы росли и развивали свое воображение.Однако вместе с ним творили и другие талантливейшие художники, имена которых были незаслуженно забыты. Среди них: Борис Зворыкин, Сергей Малютин, Николай Богатов, Николай Бартрам, Валерий Курдюмов. Многие их иллюстрации не издавались в России более ста лет.Собранные вместе в рамках одной книги, работы этих художников дополняют друг друга и являются, наверное, самым лучшим из возможных обрамлений для произведений Александра Сергеевича Пушкина. Ведь в каждом из них – любовь и невероятно бережное отношений к русской народной культуре, к людям и к истории.Про иллюстраторовКурдюмов Валерий Николаевич (1853-1905)О Курдюмове известно не так уж много. Работал во множестве проектов крупнейших издательств того периода. Был основателем московского дома-коммуны в Лефортове, где проживали и занимались живописью многие художники. В 1905 году там жил Казимир Малевич.В 1913 году создал иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина.Зворыкин Борис Васильевич (1872-1945)Родился в Москве в семье купца. Закончил гимназию, а затем Московское училище живописи. Уже в 1898 году вышли первые книги с его работами.В юности увлёкся «русской темой». Истории, легенды и фольклор, декоративно-прикладное искусство, иконопись и деревянному зодчеству стали главными источниками вдохновения для его творчества.Был одним из самых востребованных мастеров своего времени, создающим поздравительные открытки, историко-художественные альбомы, настенные календари.В 1903 году вышла «Сказка о золотом петушке» А.С. Пушкина, которая стала его первым удачным опытом детской иллюстрации.В 1921 году Зворыкин покинул Россию, уехав сначала в Египет, а затем во Францию. Там он продолжал иллюстрировать книги, сотрудничал с издательством H. Piazza, для которого оформил и проиллюстрировал «Сказку о золотом петушке» и драму «Борис Годунов» А.С. Пушкина. В конце 1930-х перевел на французский язык сказки «Снегурочка», «Василиса Прекрасная», «Жар-птица», для которых создал уникальный рукописный иллюстрированный альбом.Николай Дмитриевич Бартрам (1873-1931)Художник, искусствовед, музейный деятель и коллекционер. Его имя в переводе со старошотландского означает «черный ворон». Сын художника-акварелиста Д.Э. Бартрама. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, но не закончил его. Вернулся в деревню и организовал мастерскую по изготовлению деревянных игрушек. Путешествовал по Европе, посещая игрушечные мастерские.В начале 1900-х иллюстрировал детские книги, рисовал для детских и юмористических журналов. Исполнил иллюстрации к книгам «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина.Был организатором Музея образцов при Кустарном музее в Москве (ныне Музей народного искусства) и Музея игрушки. Принимал участие в работе комиссии по охране памятников старины. Много сделал для возрождения народного прикладного искусства.Сергей Васильевич Малютин (1859 – 1937)Русский живописец, портретист, архитектор. Родился 22 сентября 1859 года в Москве в семье фабриканта. Маленький Серёжа рано потерял родителей и воспитывался в семье дяди. Несмотря на то, что мальчик с детства увлекался рисованием, он учился в коммерческом училище и служил конторщиком в Воронеже.Однажды Сергей попал на выставку передвижников, которая произвела на него неизгладимое впечатление. Побывав на ней, он снова занялся рисованием. В 1883 году он был принят вольнослушателем в фигурный класс Московского училища живописи, ваяния и зодчества.Участвовал в иллюстраировании книг «Сказка о царе Салтане» и «Руслан и Людмила» к 100-летию со дня рождения А.С. Пушкина.Мало кто знает, что Сергей Малютин является художником, раскрасившим первую русскую матрешку.Первая русская матрешка была выточена Василием Звездочкиным и расписана Сергеем Малютином. Это была восьмиместная куколка: девочка с черным петухом, мальчик, снова девочка и так далее. Последняя фигурка изображала младенца. На создание куклы художников вдохновила японская игрушка, привезенная с японского острова Хонсю женой Саввы Мамонтова. Это была фигурка лысого старичка. Богатов Николай Алексеевич (1854 – 1935)Живописец и график. Родился в семье придворного служителя. В 1869 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.С 1891 года работал художником-иллюстратором в журнале «Вокруг света».В качестве иллюстратора работал с произведениями «Униженные и оскорбленные» и «Неточка Незванова» Ф.М. Достоевского.Участвовал в выставках Общества русских акварелистов. Создал серии иллюстраций к произведениям Пушкина, Тургенева, Достоевского, Мамина-Сибиряка, Григоровича. Рисунки на охотничьи темы печатались в журнале «Природа и охота».Билибин Иван Яковлевич (1876 – 1942)График, театральный художник и педагог.Отец Ивана не одобрял идею профессионально заниматься живописью, поэтому будущий художник сначала поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Но после окончания второго курса летом 1898 года он поехал в Мюнхен и там занимался в мастерской художника Антона Ажбе, а по возвращении из Германии поступил в школу-мастерскую к самому И.Е. Репину. В 1900-1904 годах был вольнослушателем Академии художеств.На выставке М. Васнецова в феврале 1899 года в Петербурге Билибин увидел картины «Три богатыря», «Витязь на распутье», эскизы декораций к опере «Снегурочка», после чего увлёкся стариной, русским народным искусством.Он стал признанным мастером «русского стиля» - воплощения стиля модерн в России. Сотрудничал с крупнейшими издательствами того времени, рисовал для журналов «Мир искусства», «Художественные сокровища России», «Золотое руно»В качестве театрального художника Билибин разработал дизайн костюмов к опере Мусоргского «Борис Годунов» и нарисовал костюмы для танцовщицы Анны Павловой к балету «Дочь фараона».В 1917 году Иван Билибин нарисовал эмблему Российской республики, которая использовалась на денежных знаках и официальных бумагах. Он использовал изображение двуглавого орла времен Ивана III без атрибутов царской власти. В 1992 году орел Билибина стал символом Банка России.21 февраля 1920 года Билибин покинул Россию. Жил в Каире, Александрии, а в 1925 году переехал в Париж.В эмиграции Иван Билибин сотрудничал с русскими и французскими издательствами, рисовал афиши. Сотрудничал с театрами, создавая декорации и эскизы костюмов.В Париже Билибин познакомился с советским послом Владимиром Потемкиным, а в 1936 году, поддавшись уговорам, вместе с семьей приехал в Ленинград.В сентябре 1941 года должна была открыться персональная выставка Ивана Билибина, но она так и не состоялась. Осенью того же года художник отказался от эвакуации из блокадного Ленинграда, где и умер от истощения 7 февраля 1942 года.источникФотографии: обложка и развороты книги из Сказки, А.С. Пушкин, издательство Наука

«У лукоморья дуб зеленый»: волшебные сказки А.С. Пушкина глазами художников русского модерна
© CHIPS journal