Войти в почту

Депутаты Заксобрания обсудили развитие малой авиации и энергетики в северных территориях Красноярского края

Значительная часть населения Эвенкии, чья территория больше Франции, сосредоточена в административном центре — в Туре.

Депутаты Заксобрания обсудили развитие малой авиации и энергетики в северных территориях Красноярского края
© Парламентская газета

«Только самолетом можно долететь»

В северный поселок прибыл многочисленный «десант» краевых парламентариев, чтобы на выездном совещании обсудить два вопроса, очень актуальных для жителей.

Начнем с того, что депутаты вместе с представителями органов исполнительной власти Эвенкийского муниципального района и уполномоченным по правам коренных малочисленных народов Григорием Дюкаревым посетили в Туре две воздушные гавани.

В Эвенкии маршрутная сеть состоит из трех аэродромов и 20 посадочных площадок.

С тех пор, как все аэродромное хозяйство передали госпредприятию «Аэропорты Красноярья», в этой сфере произошли значительные изменения. В северных территориях введено 56 новых блок-модулей, что существенно помогло наладить инфраструктуру. Преобразился аэропорт в Байките, в Туре отремонтирован аэровокзал, построены ангары для спецтехники и вспомогательные помещения, автономные котельные, переоборудован центр обслуживания вертолетов, ремонтируется взлетно-посадочная полоса.

Пассажиров в столицу края и поселки доставляют самолеты региональной компании «КрасАвиа», при этом в Эвенкии маршрутная сеть состоит из трех аэродромов и 20 посадочных площадок.

Продолжается модернизация авиапарка. Вместо привычных Ан-24 появились самолеты ATR 42-500 и ATR 72-212A, вместо вертолетов Ми-8 — Ми-8Т и Ми-8МТВ.

Одна из главных проблем: тариф на пассажирские перевозки субсидируется из бюджета, но рост расходов значительно опережает индексацию и средств не хватает.

Депутат Виктор Кардашов, участвовавший в обсуждении по видео-конференц-связи, предложил разобраться, сколько среди прибывающих в северные поселки приезжих, туристов и охотников (они должны летать за полную стоимость). Эту инициативу поддержал Валерий Вэнго.

Как отметил в соцсетях председатель комитета по экономике и налоговой политике Егор Васильев, хотя внутрирайонные авиаперевозки входят в компетенцию муниципалитетов, подобные затраты совсем не по их бюджетам. При этом краевая казна уже субсидирует перелеты более чем на 300 миллионов рублей (помимо расходов на обновление летного парка и инфраструктуры). А еще, как считает Егор Евгеньевич, аэропорт Горный в Туре требует расширения, а темпы обновления взлетно-посадочной полосы совсем невысокие.

На совещании была поднята и еще одна очень серьезная проблема. Как сообщил руководитель агентства по развитию северных территорий Антон Нарчуганов, с 1 апреля вопросы с доставкой жизненно важных грузов регулирует Федеральный закон № 411-ФЗ «О северном завозе». Документ предусматривает совершенствование порядка поставок продуктов, товарно-материальных ценностей и прочего. Сегодня 400 объектов признаны опорной инфраструктурой северного завоза, а значит, в ближайшее время появятся дополнительные меры государственной и муниципальной поддержки.

«Ждем изменения федеральных норм и правил. Мы согласны с тем, что должны быть государственные операторы, которые определяют поставки грузов, жизненно важных для населения северных территорий, — сказал глава Эвенкийского муниципального района Андрей Черкасов. — Сегодня, к сожалению, эта система разрегулирована, она все больше уходит в рыночную составляющую, которая не сбалансирована в отношении тарифов и платы граждан».

Нормы и финансирование

Депутаты Заксобрания посетили три объекта, где вырабатывают электрическую и тепловую энергию. Отметим, что в Туре нефтяная, дизельная и солнечная генерации действуют в комплексе и дополняют друг друга. Здесь установлено современное оборудование для управления всеми процессами в автоматическом режиме.

Крупнейшая автономная гибридная солнечно-дизельная электростанция позволяет в год сэкономить до 644 тонн дизельного топлива. Солнечная энергосистема состоит из 245 панелей (каждая вырабатывает до 15 киловатт энергии) и нескольких тысяч светоотражающих элементов. Оборудование адаптировано к работе в весьма специфических северных условиях. Так, в бесснежное время года солнечная энергия «черпается» внешней панелью, а когда выпадает снег — внутренней.

Есть планы применить накопленный опыт и в селе Байкит, по мнению главы района Андрея Черкасова, это поможет снять целый ряд острых вопросов.

Поднималась на совещании и тема, которую депутаты уже неоднократно обсуждали на заседаниях комитетов.

Известно, что энергоснабжающими организациями установлены нормы отпуска электричества, а разница между тарифом и реальной стоимостью компенсируется из краевого бюджета. Однако потребление энергии северянами постоянно увеличивается, в результате ее производится и отпускается значительно больше. Соответственно, растут и расходы энергетиков, что в итоге оборачивается многочисленными судебными разбирательствами и дополнительными бюджетными деньгами на погашение долгов.

По основным проблемам, обсуждавшимся на выездном совещании, надо принять стратегические решения. «Красноярский край вложил значительные средства в современное оборудование, специалисты досконально знают стоимость процесса. Почему мы из года в год недофинансируем предприятия и они вынуждены экономить на обслуживании котельных и сокращать срок их эксплуатации?» — спросил депутат Заксобрания Андрей Гаюльский. И предложил реально оценивать затраты на жизнеобеспечение северных территорий.

А что в итоге?

Как считает Андрей Черкасов, главный эффект выездного совещания заключается в том, что удалось совместно обсудить все проблемные вопросы.

«Если система логистики, формирования транспортных расходов, тарифов на обеспечение населения сегодня сбалансирована, то в отношении энергетики, поставки и стоимости топлива еще есть над чем работать. Регулирование тарифных отношений, оплата граждан — государственные полномочия, и сегодня нам представилась возможность показать все это депутатам Законодательного Собрания», — пояснил Андрей Юрьевич.

Как отметил председатель профильного комитета Егор Васильев, современное жизнеобеспечение в северных территориях обходится дорого, его себестоимость в 20 раз выше, чем конечный тариф для населения. Разницу компенсирует бюджет Красноярского края, но процесс пока «недостаточно регламентирован».

«Муниципальные предприятия ежегодно попадают в ситуацию кассового разрыва и вынуждены обращаться в суды. Они регулярно выигрывают у краевых министерств и только потом пополняют оборотные средства. Все это время технологический процесс находится под угрозой остановки из-за нехватки фондов», — подчеркнул Егор Евгеньевич. И акцентировал внимание на том, что география поднятых проблем гораздо шире и Эвенкии, и северных территорий в целом.

Вопросы, рассмотренные в ходе выездного рабочего совещания в Туре, требуют принятия ряда стратегических решений, которые будут отражены в резолюции комитета по экономике и налоговой политике Законодательного Собрания.

Комментарий

Егор Васильев, председатель комитета по экономике и налоговой политике Законодательного Собрания Красноярского края:

- В малой авиации рост пассажиропотока и стоимости перевозок заставляет все больше задумываться о том, как развивать эту отрасль в регионе. Мы наметили основные решения по расширению здания аэропорта Горный, реконструкции взлетно­-посадочной полосы, вертолетных площадок в поселках Эвенкии и обновлению бортов.

Теперь о том, что касается энергогенерации. Красноярский край вкладывает серьезные средства в модернизацию мощностей. В Эвенкии представлен широкий спектр современной тепло-­ и энергогенерации, но это Север, который требует еще и больших текущих вложений.

Предприятия из сферы энергетики находятся на грани финансовой состоятельности. Необходима выработка стратегии, как они будут работать в течение следующих пяти лет.