Войти в почту

«Тут ещё более-менее»: почему жители посёлков Полесского округа не хотят переезжать

Среди отдалённых посёлков Калининградской области трудно найти такой, где не было бы проблем. Но местные жители видят в глубинке свои плюсы. О том, как проходит жизнь в Февральском, Сосновке и близлежащих населённых пунктах — в репортаже «Клопс».

«Тут ещё более-менее»: почему жители посёлков Полесского округа не хотят переезжать
© Клопс.Ru

По дороге из Гвардейска в Полесск вы увидите поля, пролески и множество сельских домиков: где-то они красивые двухэтажные, а где-то – полуразрушенные, стоящие на честном слове. Здесь, недалеко от Сосновки и Саранского, разместилось Февральское.

Это небольшой посёлок с разрушающимся домом культуры, психоневрологическим интернатом и одним продовольственным магазином. Тут непросто с работой, мало культурных событий, а автобус иногда приходится ждать пару часов.

И всё-таки люди покупают в посёлке жильё. Семьи с детьми вкладывают в него материнский капитал. Пожилые люди выбирают тихие улочки для спокойной жизни на пенсии. Каждый находит здесь свои преимущества.

На главной улице Февральского стоит заброшенное двухэтажное здание — бывший дом культуры. Рядом с ДК валяются книги. Внутри всё плачевно: окна выбиты, второй этаж давно провалился, на первом — части обрушившегося потолка, старые кресла, какой-то мусор. Напротив строения — детская площадка.

Дальше один за другим стоят три домика, на каждом вывеска «Магазин». Но работает только один – продовольственный. За прилавком сам хозяин. Об этом рассказывают покупатели. Продавец отводит глаза: «Это опрос какой-то? Я просто здесь не местный... Мне и здесь нормально».

В нескольких метрах от продуктового – одноэтажный дом с небольшим двором, огороженным калиткой. Здесь живет учитель истории, Валентин Николаевич Неверов. Он один из тех, кто выбрал Февральское и остаётся тут несмотря на то, что местную жизнь лёгкой не назвать.

«Я вот так скажу: есть деньги — покупайте, берите ипотеку, что хотите делайте. Мне и здесь нормально. Я жил в маленьком городе в Сибири, 240 тысяч население!.. И мне не хочется [переезжать]. Я здесь уже 20 лет живу», – машет рукой Валентин Николаевич.

При этом особенности здешнего бытия учитель знает не понаслышке. Он сам вынужден преподавать сразу в двух школах: Сосновской и Саранской. Эти населённые пункты, как и Февральское, входят в Саранский сельский округ.

В так называемой «агломерации» посёлков находит себе дело большинство местных жителей. Посельчане трудятся в садиках, школах и медицинских учреждениях муниципалитета, работают в агропромышленном холдинге Залесья, на деревообрабатывающем комплексе и заводе по переработке пластмассы. Но заработки в посёлке невелики.

«Те, кто побольше денег хотят, конечно, работают в Калининграде. Например, — в порту», — рассказывает Валентин Николаевич.

А в Февральском специалистов не хватает. Сам Неверов совмещает два рабочих места не по доброй воле.

«Тут вообще катастрофическая нехватка учителей. Я не про тех, которые с других профессий за полгода переучиваются, а про специалистов. Работать некому!» — сокрушается педагог.

Со здравоохранением, по его словам, в округе ситуация не лучше: врачей мало, потому в больницах часто очереди, а ФАП работает по сокращённому графику. При этом добраться до районной больницы тоже отдельная задача. Нужно ехать на общественном транспорте, который ходит здесь в среднем раз в два часа.

Жена Валентина Николаевича работает в областной больнице. В Калининград ей приходится отправляться в 6 утра.

Перевозчик утверждает, что количество рейсов устанавливает транспортный отдел Калининградской области.

«Они [транспортный отдел] сами высчитывают, сколько автобус должен ходить. Скажут ездить 10 раз, будем 10», — говорит сотрудник компании «Тотем», чьи автобусы обслуживают Февральское. Но пока всё остаётся как есть.

Некоторых жителей спасает личный транспорт, это в посёлке — не роскошь, а необходимость. Валентин Николаевич машину не водит, но его выручает школьный автобус. В обе своих школы он спешит с удовольствием.

«Пока есть школа, жив посёлок!»

Уроки давно стали для историка не просто работой, а делом жизни. «Пока есть школа, жив посёлок!» — говорит Валентин Николаевич. Мужчина не только преподает историю, но и проводит экскурсии по музею, посвящённому советской разведгруппе «Джек». Он находится в Сосновской школе.

История «Джека» тесно связана с Полесским районом. В ночь на 11 сентября 1944 года в бою на территории между посёлками Сосновка, Березовка и Ближнее погиб участник группы Иосиф Зварыка. Памятник разведчику установлен недалеко от Сосновки.

В 2017 году на открытие музея приезжал Геннадий Юшкевич, последний участник группы. Вообще весной и осенью здесь часто проходят патриотические мероприятия, куда съезжаются дети со всего сельского округа. А их не так уж мало: в Полесском районе 5 школ. Только в Сосновской, по словам Неверова, обучается 126 ребят, в Саранской — 156.

Правда, 11 классы остались лишь в Полесске и Залесье. После школы часть ребят уезжает учиться в Калининград. Но хватает и тех, кто остаётся дома, поступает в Полесский колледж строительства и профессиональных технологий.

Культурная жизнь посёлков не балует разнообразием ни молодёжь, ни семьи с малышами, ни пенсионеров. В Февральском и Сосновке домов культуры нет. Когда-то ДК был в Саранске, но сейчас он находится в аварийном состоянии. Людей приглашают на праздники в Новую деревню. Там ДК есть, а вот доехать до него готов не каждый. Расстояние между населёнными пунктами около 17 км.

«Мы вывезли КамАЗ бутылок»

Досуг взрослых и детей взяла на себя Наталия Борисовна Илларионова, депутат сельского поселения и, по совместительству, начальник почтового отделения. Для этого посельчанка зарегистрировала ТОС (территориальное общественное самоуправление).

Импровизированный Дом культуры назвали «Точка притяжения». Он разместился в Сосновке, на втором этаже библиотеки. Инициативные жители всё создавали своими силами: убирались, приносили игрушки и оборудование для занятий вокалом.

«Если бы вы видели, что здесь творилось! Здесь просто была свалка. Мы бутылок, наверное, целый КамАЗ вывезли», — увлечённо рассказывает Наталия Борисовна.

Сейчас взрослые и ребята готовят здесь концертные номера для праздников, организуют чаепития. Летом жители дружным коллективом участвуют в проекте «Спорт объединяет людей»: тренировки проходят на стадионе возле сосновской школы.

Места в таком «эрзац-ДК» маловато, все желающие не умещаются. Иногда библиотека делится своим залом, и мероприятия проходят там, на первом этаже. Но собственный настоящий, светлый и просторный Дом культуры – большая мечта. Случись такое, «Точка притяжения» могла бы разрастись в солидный проект.

Уже сейчас здесь не только помогают юным жителям с пользой провести свободное время, но и занимаются патриотическим воспитанием: например, проводят сборы для бойцов СВО. На деньги, собранные посельчанами, покупают продукты и средства гигиены. Дети пишут солдатам письма.

«Каждый день моцион: тачка дров и два ведра угля»

Но культурный отдых – только одна из головных болей депутата. Посёлки, входящие в сельское поселение, не газифицированы.

Раньше в Полесском районе был самый богатый лесхоз, рассказала Илларионова. Сейчас покупка дров — настоящая беда. Жителям власти могут предоставить топливо. Но льготным категориям граждан дрова выписывают в первую очередь, остальным — если останется лес. А ведь выписанные дрова нужно ещё спилить и привезти домой. Пенсионеры сделать это не в состоянии, приходится договариваться с частниками и отдавать им за работу часть спиленных деревьев.

Сама Наталия живет в Полесске, но на работу ездит в Сосновку. Там же остаётся её мама. Зимой женщине приходится помогать отапливать родительский дом.

«Вот у меня каждый день моцион: тачка дров и два ведра угля», - невесело усмехается Илларионова.

И всё-таки местных жителей трудности не пугают. Нет кинотеатра, мало фонарей на улицах, сложно с транспортом? Зато есть лесная тишина и душевный покой вдали от суеты. Кто-то рыбачит, кто-то ходит за грибами, многие занимаются охотой. Люди готовы сами организовывать досуг, придумывать занятия для себя и детей, находить работу по душе. И даже глубинкой себя, по большому счёту, признать не спешат.

«Тут ещё более-менее! Если вы хотите в глухомань, поезжайте вон туда, в Ясное, в Славский район, к границе. Вот там увидите, как всё плохо. А у нас – нормально!» — убеждённо говорит Валентин Неверов.