Войти в почту

Борьба за бренд: почему автор «Счастья не за горами» судится с бизнесменом из Прикамья

Хотел машину, но занялся пошивом одежды В ноябре 2022 года предприниматель из небольшого города Нытвы Алексей Мальцев решил запустить линейку одежды с узнаваемой фразой. Его выбор пал на один из символов Перми – знаменитый арт-объект, установленный на парапете набережной Камы. Через несколько месяцев, в феврале 2023 года, предприимчивый уроженец Нытвы начал продажи, а в конце марта того же года с помощью патентного бюро «Ламарка интеллект» зарегистрировал в Роспатенте товарный знак. Права на использование «Счастья не за горами» были установлены на одежду, обувь, изделия для торговли и парикмахерских. О себе предприниматель рассказывает так: «Я хотел машину, а сделал бренд одежды. Я несколько лет копил себе на машину, как и многие другие парни своего возраста. Но экономическая и политическая ситуация в последние годы не давали сделать желаемую покупку из-за ежегодно растущих цен и последующего ухода с рынка многих автомобильных брендов. И тогда я не отчаялся: все деньги вложил в создание бренда одежды «Счастье не за горами». По словам Мальцева, всю одежду шьют в одном из ателье, которое находится в Мотовилихинском районе краевой столицы. При этом дизайн, лекала и всю упаковку он сделал сам. А первоначальных денег, вложенных в бизнес, ему хватило только на первую партию теплых костюмов. Летом прошлого года бизнесмен из Нытвы начал обходить пермских предпринимателей, которые производят и продают изделия с фразой «Счастье не за горами», предлагая им заключить договоры. Сам Мальцев продает свою продукцию на странице в социальных сетях. Предприниматель даже разработал линейку футболок к 300-летнему юбилею Перми, который отмечался в прошлом году. В августе 2023 года Борис Матросов обратился с жалобой в Роспатент. Он потребовал отозвать права на использование фразы у Мальцева. Художник сослался на нормы Гражданского Кодекса РФ, которые говорят о том, что без согласия автора не могут быть зарегистрированы права на товарные знаки на обозначения, тождественные произведениям науки и искусства, или их фрагментам. При этом Матросов не давал своего согласия на создание подобной торговой марки и не знаком с бизнесменом из глубинки. Кроме того, во время разбирательств он привел в пример рекламный ролик, снятый Мальцевым на набережной Камы, где есть кадры с известным арт-объектом «Счастье не за горами». Адвокаты Матросова указали на связь торгового бренда и инсталляции. Мальцев же ссылался на то, что подал официальную заявку в Роспатент, заплатил все госпошлины и налоги, и теперь только он имеет право писать «Счастье не за горами» с использованием всевозможных шрифтов и цветов, с разными коллаборациями. Во время разбирательств коллегия Роспатента отказала Борису Матросову, решив, что фраза «Счастье не за горами» это не плод творческого труда художника, в том числе потому, что она упоминается в нескольких литературных произведениях, используется как название книг, фильмов и ресторанов. Представители Матросова, в свою очередь, убеждены в том, что «позиция палаты по патентным правам не основана на действующем законодательстве и сводится к известности фразы, но речь идет об известном на всю Россию арт-объекте, у которого существует название «Счастье не за горами», а не об авторстве самой фразы». Поэтому «регистрировать в качестве товарного знака название известного произведения запрещает закон». Теперь художник вместе с адвокатами намерен обратиться в суд по интеллектуальным правам. Как появилось «Счастье» Арт-объект «Счастье не за горами» в 2009 году установили на набережной Камы, напротив Музея современного искусства PERMM, который в то время размещался в здании Речного вокзала. Спустя время инсталляция стала одним из символом Перми и ее визитной карточкой. Особую роль в популяризации арт-объекта сыграл выход фильма «Географ глобус пропил», снятый по мотивам одноименного романа писателя Алексея Иванова, и сериал «Реальные пацаны». До 2017 году «Счастье не за горами» было бесхозным объектом, а затем его на баланс взяла администрации Перми. В 2018 году рядом с новоиспеченным символом Перми была установлена табличка с указанием авторства Бориса Матросова. Атаки на арт-объект На протяжении всего своего существования инсталляция не давала покоя вандалам. Например, в 2015 года букву «Ч» в слове «Счастье» выбил гидроциклист. Буква утонула, но взамен виновник инцидента изготовил и установил новую. А в октябре 2018 года местный уличный художник Sad Face (Алексей Илькаев) заменил на инсталляции слово «Счастье» на «Смерть». За это его оштрафовали на 45 тысяч рублей. Сам арт-объект демонтировали, а к концу того же года администрация установила новый, и теперь от вандалов его защищают видеокамеры. Не «Счастьем» единым Осенью прошлого года в Перми разгорелся другой скандал, связанный с коммерческим использованием интеллектуальных прав. В начале сентября продюсер писателя Алексея Иванова на своей странице в соцсетях заявила о том, что компании «Сереброника» и «Амбер ПермАлко», а также холдинг VERRA без согласия автора используют название книги «Сердце пармы» в коммерческих целях. Она сообщила о намерении с ними судиться, попутно призвав граждан игнорировать их продукцию. В свою очередь, Андрей Саламатин утверждал, что будет требовать от представителей писателя извинений и компенсации морального вреда. Чтобы прояснить ситуацию, он даже организовал пресс-конференцию, на которую неожиданно пришла Юлия Зайцева и публично переиграла бизнесмена. В итоге на встрече владелец «Сереброники» принес извинения автору и пообещал отказаться от прав на название. Позже Юлия Зайцева обвинила Саламатина в том, что он все еще не направил в Роспатент заявление об отказе от товарного знака «Сердце пармы», и дала ему сутки, пригрозив судебным процессом. По данным сервиса «СПАРК-Интерфакс», Андрей Саламатин был владельцем товарного знака «СЕРДЦЕ ПАРМЫ» с 30 ноября 2022 года (№ 928076). При этом в мае 2023 года он подал заявку на регистрацию торгового знака «Сердце пармы» (№ 2023746676), которую отозвал 22 сентября 2023 года. О том, какие еще произведения мировой культуры использует в своих коллекциях ювелирная компания, можно узнать в нашем материале. В конечном счете компания «Сереброника» отказалась от претензий на товарный знак. Еще раньше это же сделали «Амбер ПермАлко» и VERRA. Фото: ФедералПресс / Дмитрий Барков

Борьба за бренд: почему автор «Счастья не за горами» судится с бизнесменом из Прикамья
© РИА "ФедералПресс"