Спустя 200 лет: в Театре Моссовета прошла премьера спектакля «Замужняя невеста»
В Театре Моссовета состоялась премьера нового спектакля «Замужняя невеста». Подробнее о нем — в материале «Вечерней Москвы».
Лаконичный зал «Под крышей» превратился на этот раз в дворянскую столовую. Причем с настоящими окнами на московскую улицу. Здесь, за банкетным столом с самой настоящей аппетитной снедью (наливочка, капустка, дымящаяся картошечка-котлетка), восседает строгая экзаменационная комиссия. Она-то и будет решать (причем в стихах!), жениться ли лихому столичному гусару Любиму на его любимой Наташе или повременить. Сюда, к чухломской родне, привозит он свою тайную жену, пытаясь добиться от родни, дядюшек и тетушек, одобрения и благословения, а также обещанного наследства. Они же намерены придирчиво и строго оценивать как бы невесту, экзаменуя бедняжку по всем статьям.
Напомним, что эта малоизвестная пьеса «Своя семья, или Замужняя невеста» написана более двухсот лет назад тремя русскими драматургами. Причем один из них — Александр Грибоедов. Вот как он тогда рассказывал о своей задаче:
— Любим — молодой человек, в бытность свою в Петербурге женился по страсти, без согласия своих родственников. Он привозит жену в тот город, где живут все его тетки и дяди: Мавра Савишна, Раиса Савишна, Варвара Савишна, Карп Савич, Максим Меркулович. Все думают, что он сговорен; никто не знает, что он женат, кроме Варвары Савишны, которая всех добрее и у которой молодые пристали. Любимова свадьба до времени остается тайной, а между тем Наташа, жена его, под чужим именем знакомится со всею мужниной роднею, старается каждому из них угодить и понравиться и в том успевает. Это содержание одной комедии кн. А. А. Шаховского, в которой я взялся сделать несколько сцен из второго акта.
Да, именно плодовитый автор и заведующий петербургской труппой в дирекции Императорских театров Александр Шаховской попросил Грибоедова включиться в работу.
Третьим стал популярный тогда драматург Николай Хмельницкий. Как и было принято тогда, эта веселая, почти водевильная пьеса написана стихами (а ведь «Горе от ума» еще впереди) и предназначалась для бенефиса одной из актрис.
В театре Моссовета спустя двести лет решили последовать этой отечественной традиции и приурочили постановку к 90-летию Заслуженной артистки России Марии Кнушевицкой. Напомним, она служит в Театре Моссовета более 65 лет. Играла с Фаиной Раневской, Ростиславом Пляттом, Любовью Орловой, Верой Марецкой, Николаем Мордвиновым.
В спектакле Кнушевицкая — помещица Матрена Савишна Звонкина, глава клана. Именно ей и предстоит решающее слово в судьбе гусара. Госпожа Звонкина восседает за столом как олицетворение Уходящей Эпохи, полной достоинства, благородства, аристократизма. Об этом времени как ускользающей красоте напоминают костюмы женщин — корсеты, шелковые платья с пышными юбками, шляпы и накидки. Им под стать и мужчины — в элегантных сюртуках, жилетах, галстуках...
Аромат эпохи — в их манерах, почти музейных, в их неторопливой рифмованной речи... Ведь старшая из семейства, Матрена Савишна, еще помнит времена, когда патриархальные традиции были сильны и в аристократической среде: «…муж у нас держал в руках жену и часом припугнет, а были мы счастливы». И потому с недоверчивостью разглядывает нынешние свободные нравы.
Но театр живет днем сегодняшним. И Театр Моссовета — это совсем не музей. И не Малый театр. Грибоедов, конечно, мастер, но и сегодня — это не вчера. Тем более позавчера. И Евгений Марчелли как режиссер задумался: как сегодня звучать архаичным стихам? Как сделать так, чтобы зритель не зевал и не терял нить интриги? И он придумал рискованный прием: актеры чередуют авторскую архаичную речь с современной, давая вылиться своим тайным эмоциям. Они как бы дистанцируются от архаики и напоминают зрителю: мы с вами здесь и сейчас. Как бы адаптируют ее к ХХI веку. И тем самым вытаскивают новые смыслы из известного сюжета, наполняют его свежей реальностью.
Камень преткновения: в Новом Манеже прошла премьера спектакля «Рыбий глаз»
Так невольно изменился сам жанр водевиля-комедии, в котором изначально задумывалась эта озорная история, и превратился в нечто иное.
— Сюжет этого спектакля — нестандартная история, в ней нет негатива, нет отрицательных персонажей, — говорит Евгений Марчелли. — Это добрая, нежная, почти рождественская сказка про большую семью, члены которой с большой ответственностью относятся к появлению в их кругу нового человека.
В спектакле заняты три поколения актеров: старшее, среднее и молодое. Помимо Кнушевицкой, это Александр Бобровский в роли Карпа Савича, Валентина Карева в роли Феклы Савишны, Татьяна Родионова в роли Варвары Савишны, наконец, Марина Кондратьева в роли «старой девушки» — Раисы Савишны.
Выход каждого из них — настоящий дивертисмент. Их старорежимной чопорности и манерности противостоит бешеная энергия и натиск Любима (Павел Усачев) и удивительные пластичные метаморфозы его жены Наташи (Екатерина Девкина). То, как она пытается понравиться всем по очереди членам «святого семейства» — это просто мастер-класс для сегодняшнего психолога, дающего примитивные советы типа: «Улыбаемся и машем!».
Возможно, контраст двух речевых потоков, двух школ игры, классического и современно-авангардного, для кого-то покажется спорным. Но у Марчелли так все — на контрасте и на границе. Как пронзительный плач-крик разоблаченной «невесты» в финале спектакля. Он как бы нависает знаком вопроса: простят ли эти родные «судьи» ее лицемерие? Или нет? Она же просто хотела понравиться... Всем и своему мужу в первую очередь. Как и сегодня любая девушка на выданье.