Александр Переверзин: "У меня каждый день – День поэзии".
Александр Переверзин родился 3 февраля 1974 года в городе Рошаль Московской области. Окончил Московский институт химического машиностроения и сценарный факультет ВГИКа, учился в Литературном институте. Участник творческого объединения "Алконостъ". С 2004-го по 2022 год был главным редактором издательства "Воймега". С 2023 года главный редактор журнала поэзии "Пироскаф". Публиковался в журналах "Арион", "Знамя", "Новый мир" и других. Лауреат поэтической премии "Московский счёт" (2010), Международной Волошинской премии (2010), премии "Венец" (2018). Живёт в подмосковных Люберцах. Саша, 21 марта отмечается Всемирный день поэзии. Несколько лет назад портал "Ревизор.ru" даже подготовил опрос ко Дню поэзии для известных и не очень известных стихотворцев с двумя простыми вопросами: "Признаете ли Вы и празднуете ли Всемирный день поэзии 21 марта, и если да, то как?" И: "Какое место занимает поэзия в современной жизни – и какое должна занимать?". К сожалению, мы по чисто техническим причинам не смогли привлечь к опросу всех, кого хотели бы. Давай начнем с первого, полушутливого вопроса. Лично ты признаешь, отмечаешь ли День поэзии? Что предпринял 21 марта в этом году? Не праздную, вокруг столько стихов и поэтов, что у меня каждый день – День поэзии. Но, конечно, участвую в мероприятиях, посвящённых этой дате. Отличие в том, что вокруг 21 марта литературных мероприятий больше. В этом году мы представляли очередной номер журнала "Пироскаф", на следующий день участвовали в съемке в программе "Агора" на телеканале "Культура". Были запланированы и другие выступления, но случилась ужасная трагедия в "Крокусе", и стало не до стихов. Второй вопрос, о роли поэзии в современном мире, надо обсуждать отдельно, серьезно и в несколько приемов, то есть дополнительных вопросов. Прежде всего, какой ты видишь эту роль? Или не видишь? Здесь надо определиться, о какой поэзии мы говорим. У классики одна роль, у современной поэзии другая. Если говорить о классической поэзии, она раскрывает ценности личности, спасает человека от страха забвения, даёт ему гармонию, утраченную в реальной действительности. Современная поэзия является ещё и авангардом языка, расширяет картину мира, делает возможным то, что раньше казалось невозможным. Но у современных поэтов случаются ошибки, они могут пойти по тупиковому пути. Классикой становится далеко не всё, многое из заметного и актуального в будущем останется только предметом изучения историков литературы. Александр Переверзин на презентации очередного номера журнала "Пироскаф". 2024 год. Многие из наших респондентов, говоря о роли поэзии в мире, сетовали на сложность её продвижения в массы, к читателю. Так ли это, с твоей точки зрения? Или об этом невозможно ответить в целом, так как есть поэзия – и поэзия? Например, всевозможные "стихи к праздникам" в изобилии представлены в интернете и легко находят не только доступ к массам, но и востребованность. Их ведь кто-то пишет, не только нейросеть… Поэзия сложна, она заставляет думать, у неё нет прямых ответов на вопросы, а если речь о современной поэзии, то она может быть совершенно непохожа на то, к чему человек привык с детства. Поэтому ему трудно её воспринимать. А что касается продвижения… Наверное, это можно делать, но я не знаю, как. Каким образом массовому читателю можно продвигать стихи, в которых поэт размышляет о смерти? Современное общество предпочитает не думать о будущем, психологи призывают нас жить "здесь и сейчас". К стихам каждый человек должен прийти сам. Не все испытывают такую потребность. Развивая мысль. Именно сейчас, лет уже десять, мы наблюдаем активное продвижение поэзии к широкой аудитории в виде интернет-фан-сообществ, в виде каналов в сети с тысячами подписчиков, распространения видеороликов, где авторы читают свои творения, в виде поэтических выступлений в клубах и кабаках, перформансов и иных зрелищных проектов, да еще и коммерческих зачастую. На твой взгляд, все эти приемы и методы изменяют картину к лучшему? Вообще, о них можно говорить как о новых формах существования поэзии? Я не знаю, что значит "изменение картины к лучшему". Современная поэзия не может быть такой же популярной, как современная музыка, театр или кинематограф. Не по воле автора она пишется для будущих поколений. Моих любимых поэтов по разным причинам не принимали или не понимали при жизни, у них не было массового читателя. У Мандельштама, Цветаевой, Гумилёва, Есенина, Ходасевича, Боратынского, Фета при жизни читателей было меньше, чем сегодня у блогера с десятью тысячами подписчиков. Случается и так, что кто-то из больших поэтов при жизни попадает в ситуацию, когда его стихи становятся известными и популярными, но такое бывает редко и это исключение из правила. Недавно я видел рекламу концерта "Живые поэты в Кремле". Дюжина участников, популярных блогеров с десятками и сотнями тысяч подписчиков. Я стал читать, что эти авторы пишут, такое можно не комментировать. Зато какая афиша: "Живые поэты в Кремле"! Чуковский вспоминал: Блоку на одном из выступлений из зала выкрикнули, что он мертвец. И Блок с этим согласился. У Юнны Мориц есть строки об этом: "Вы – мертвец!" – кричали Блоку. Блок ответствовал: "Мертвец". На него глядел с ухмылкой Жизнерадостный стервец. "Мертвеца" Блока мы читаем уже сто лет и будем читать ещё тысячу. Каково твое мнение о поэтических фестивалях, конкурсах, об социальной, художественной, эстетической ценности таких мероприятий, роли в становлении молодых авторов? Фестиваль фестивалю рознь. Как и конкурс или премия. Если мероприятие проводится профессионалами, если в жюри приглашены серьёзные поэты и критики, то в таких фестивалях и конкурсах начинающему автору стоит участвовать. Сейчас много конкурсов, к названию которых организаторы для солидности прибавляют слово "национальный", хотя не имеют на то никаких оснований, выдают звания, – "народный поэт", "Золотое перо", какие-то медали. У меня однозначное отношение к таким фестивалям и конкурсам: эти звания или медали ничего не стоят и только тешат тщеславие автора. Галина Климова и Александр Переверзин ведут мастер-класс на совещании Ассоциации союзов писателей и издателей России. 2023 год. "Трудности" поэзии тебе лично знакомы не понаслышке. В декабре 2022 года прекратило работу издательство "Воймега", долгое время едва ли не единственное именно поэтическое издательство нашей страны. Это было грустным известием. Но уже в феврале 2023 года появился журнал о поэзии "Пироскаф" , где ты – главный редактор. Значит ли рождение нового журнала о поэзии, что, на общем грустном фоне, все же есть люди, готовые заниматься поддержкой и популяризацией поэзии? Или дело не в энтузиастах-одиночках, а в неких тенденциях в обществе, в мире? Помимо объективных трудностей, – нехватки ресурсов и организационных сложностей, – любой проект проживает свою жизнь, у него есть фаза становления, развития, спада. "Воймега" существовала восемнадцать лет, и когда мы почувствовали, что проект прошёл пик развития, начали думать, как можно измениться. Лучшим вариантом посчитали создание нового журнала, при котором впоследствии будет небольшая книжная серия. В этом году мы запускаем серию, первой книгой будет книга недавно ушедшего Алексея Кубрика . Представь подробнее журнал "Пироскаф", расскажи о его политике работы с авторами, редакторах, концепции. Журнал назван по одному из программных стихотворений Евгения Боратынского. Боратынский был первым экзистенциалистом в русской поэзии. У нас на авантитуле цитата из стихотворения "Пироскаф": "Наедине мы с морскими волнами…". Можно сказать, мы отправляемся в путешествие сквозь неизведанную стихию в неизвестные земли и не знаем, куда приплывём. Собственно, это и есть метафора поэзии, – двигаться вперёд, не зная, достигнет ли корабль земли, не разобьёт ли его о скалы шторм; плыть в неизвестность, надеясь на новые открытия. В определении, данным ресурсом о поэзии "Просодия" журналу "Пироскаф", сказано: "Редакция признаёт в поэзии приоритет вечного, индивидуального и экзистенциального над актуальным, коллективным и популярным. Стихи, переводы, литературная критика, литературоведение и стиховедение; а ещё в каждом номере будет представлен современный художник". Первое предложение в этой "аннотации" – гимн "чистому искусству"? Или что оно подразумевает? Да, для нас, условно говоря, позиция Тютчева и Фета ближе позиции Некрасова и Плещеева. Это не значит, что поэты не должны отвечать на актуальные вызовы, но, во-первых, не все авторы могут моментально отозваться, а, во-вторых, нет ничего временнее, чем современность. Но с поэтом может произойти любая метаморфоза. Снова хочу вспомнить Блока, который начинал как символист, а в конце жизни написал "Двенадцать". Презентация первого номера журнала "Пироскаф". Москва. Музей Серебряного века. 2023 год. А возможны в наши дни поэтические мистификации вроде Черубины де Габриак? Мистификации всегда были и будут существовать в литературе. Они позволяют авторам раскрываться с неожиданных сторон. Александр Переверзин и Дмитрий Веденяпин на грибоедовских днях в усадьбе Грибоедовых "Хмелита". 2020 год. Можешь ли подарить нашим читателям стихотворение? * * * М.Б. Выходи туда, где свет недолог, где на нить нанизана листва и торчит пространство из-за ёлок, — послеледниковые слова. Пустота в моих часах песочных. Каждый вечер я Эдем искал в переводах стрелочных подстрочных, в лабиринтах вешняковских скал, в травах, заштрихованных графитом, в безучастных аэропортах. Мы пугали чаек внешним видом и спасались на ж/д мостах. Продвигаясь к озеру и полю, не сломай высокие цветы. Знаю, мы окажемся на воле, на непроходящей воле. Ты с рыбами пересекала воду, шла по топким тропам со зверьми. Вырвавшись однажды на свободу, лёгкие часы переверни. От редакции: Вопрос о поэтических мистификациях в интервью не "взят с потолка", как может показаться. В 4-м номере журнала "Пироскаф" за 2023 год опубликован большой материал "Фёдор Терентьев: вымысел, ставший стихами". Публикацией этого интервью "подводится итог" сетевому проекту публикации стихов, якобы, принадлежащих забытому поэту Фёдору Терентьеву, жившему во второй половине ХХ века в Ленинграде и Москве и погибшему в относительно молодом возрасте. Персона Терентьева и его стихи вызывали нешуточный интерес у поклонников поэзии, так как тексты были поистине оригинальны и качественны. Но казалось неправдоподобным, чтобы умерший в 1983 году автор не оставил никаких следов, кроме "сетевых". Интервью, взятое Александром Переверзиным у создателя мистификации по имени "Фёдор Терентьев", проливает свет на эту загадку. Искренне рекомендуем всем заинтригованным его прочитать! В завершение скажем: то, что в наши дни, о которых редактор поэтического журнала Александр Переверзин обоснованно говорит как о времени "непоэтическом", стала возможна и привлекла внимание обширная литературная игра, при которой были выдуманы не только стихи несуществующего поэта, но даже его биография, вызывает интерес и даже уважение. Не все еще потеряно, не так ли?