Эксперт "Золотой маски" из Омска рассказала о лучших спектаклях страны

В списке номинантов фестиваля "Золотая маска" - три спектакля омских театров. Станут ли омичи обладателями заветного трофея, выяснится в конце весны. О том, как проходил отбор номинантов и каковы новые тенденции, рассказала руководитель литературно-драматургической части Омского театра куклы, актера и маски "Арлекин" Вероника Берман, которой довелось поработать в составе экспертного совета "Золотой маски".

Эксперт "Золотой маски" из Омска рассказала о лучших спектаклях страны
© Российская Газета

Вероника Берман: Предложение - поработать экспертом Национального фестиваля - для меня оказалось неожиданным и радостным. Но я и представить не могла, какой груз ответственности и сколько труда ляжет на мои плечи. За одиннадцать месяцев работы экспертного совета вживую пришлось посмотреть 128 спектаклей плюс еще 362 по видео. И это далеко не рекорд.

В зону ответственности нашей команды вошли постановки театров драмы, театров кукол, а также экспериментальные работы. В отдаленных регионах мы сначала смотрели видеопостановки. И, если сюжет цеплял, вызывал вопросы, становился спорным, выезжали на место. Без живого просмотра попасть в номинации спектакль не может в принципе.

Вместе с коллегами объездили всю страну начиная от Владикавказа и заканчивая Южно-Сахалинском. На командировки я потратила 63 дня. По сути каждые десять дней "Маска" звала в дорогу. Смена часовых поясов, климата, разные театры, новые лица, обсуждения... Просто голова шла кругом.

Какие-то тенденции в репертуарах прослеживались?

Вероника Берман: Картина очень пестрая. В связи с юбилеем Островского было много классики. Сразу несколько театров взялись за современную пьесу "Друг мой". Многие используют в своих постановках экраны с видео. Но если в драме еще можно нащупать общие течения, то у кукол их просто нет. Спектакли совершенно разные, непохожие ни по режиссуре, ни по работе актеров и художников. Но, признаться, хороших и качественных постановок совсем немного.

Самое сильное впечатление на меня произвел "Генерал и его семья" в постановке театра имени Вахтангова. А "Король Лир" осетинского театра во Владикавказе просто поразил. Когда видишь столичные спектакли с дорогим реквизитом, умопомрачительными декорациями и спецэффектами, то полное их отсутствие ставит в тупик. "Король Лир" - это пустая сцена и три фонаря. Но зато какая энергетика, какая невероятная актерская игра, какой потрясающий герой! Приятное послевкусие оставил и необычный сложный питерский спектакль "Крысолов", поставленный не на сцене, а в катакомбах Петрикирхе на Невском. Виртуозная игра актеров в ночном подвале лютеранской церкви приводит зрителя едва ли не в состояние эмоционального шока. И хочется вернуться.

Светлое пятно - спектакль красноярского театра "Легенда об инквизиторе". Философский, глубокий, очень сложный спектакль, понимание которого приходит спустя время. Как один миг пролетели сорок минут, когда смотрела простую, но очень трогательную историю "Дневник ласточки" в постановке Большого театра кукол Санкт-Петербурга. А игра Екатерины Ложкиной - вообще выше всяких похвал.

А что происходит на ниве театральных экспериментов?

Вероника Берман: Владивосток показал безумно интересную "бродилку" (спектакль показывают прямо на городской улице). Людям рассказывают не о достопримечательностях, а о гениях, с которыми связаны те или иные места. В результате рождается карта, только не маршрутов, а людей, судеб и ярких событий.

Вообще современные театры экспериментируют много. Актеры играют по ночам на театральных задворках, исполняют балет на трамвайных путях. Разводят костры, вызывают духов и оживляют деревья. Сельские мужики обедают за столом в избе и делятся историями, снятыми на видео. И это тоже спектакль. Постановки идут во дворе и в музее, в большом зале и замкнутом пространстве с двумя зрителями. Они - про что угодно, даже про нефть. Критериев нет. Просто взрыв мозга.

Только попав в закулисную круговерть "Золотой маски", начинаешь понимать, насколько поверхностно ты представлял эту кухню прежде. Как ответственно и трудно в этом "вариться" на самом деле. Таких впечатлений и опыта, который есть у меня есть теперь, нигде не почерпнешь. Устала, конечно. Но сейчас мне этого драйва не хватает, начинаю скучать по фестивалю. Впрочем, всего насмотревшись, отложила несколько идей. Приехала, сказала ребятам: "Я такое видела!" И они сразу загорелись.

И какие ближайшие планы?

Вероника Берман: В этом году даем пять премьер. В середине апреля - "Гадкий утенок", который ставит Ксения Павлова. В мае - "Колобок". Соавторами постановки станут сами дети. Они уже рисовали декорации, а теперь будут сочинять музыку. Поэтому каждый спектакль - своего рода экспромт.

В августе афишу пополнит "Сказка о царе Салтане" в постановке главного режиссера челябинского театра кукол Александра Борока. В октябре московский режиссер Наталья Пахомова поставит пьесу для подростков на тему толерантности. Премьера ноября - "Малахитовая шкатулка". Запустим также театральные экскурсии для малышей и "бродилку" по музею.

В июне откроем театральную студию и вместе с детьми будем ставить спектакли. Так что зрителей ждет много сюрпризов.

Тем временем

На днях жюри театральной премии "Золотая маска" побывало и в Омске. На престижную награду номинированы три работы - "Небо позднего августа" и "Мой дедушка был вишней" в постановке Омского театра драмы, а также "Винни-Пух" Омского театра кукол, актера и маски "Арлекин".