В Перми отмечают юбилей знаменитого поэта-футуриста Василия Каменского

В апреле празднуется 140 лет со дня рождения одного из самых известных российских поэтов Василия Каменского. Он побывал на северных морях, в Персии, Англии, Франции, но всего милее ему был дом на берегу Сылвы.

В Перми отмечают юбилей знаменитого поэта-футуриста Василия Каменского
© Российская Газета

Жизнь в движении

В центральном выставочном зале Перми открылась экспозиция "Голова в облаках", посвященная Василию Каменскому. Многие знают его как поэта, одного из основателей футуризма, как бесшабашного авиатора. Жизнь Каменского была калейдоскопом ярких событий, непрерывным движением. Он родился на пароходе, шедшем по реке Каме, работал на железной дороге, служил в провинциальных театрах, даже сидел в тюрьме за революционные речи.

Начал писать стихи, опубликовал их в газете "Урал" Екатеринбурга, а когда учился в Москве на агронома, познакомился со столичными поэтами и художниками.

Василий Каменский организовывал выставки художников - поклонников современного искусства, обучался на пилота и летал под облаками. Но все-таки в первую очередь он известен как поэт.

На пермской выставке можно увидеть написанные им картины, фотографии поэта, рукописи и другие материалы. Также здесь представлен портрет Каменского, сделанный Маяковским. В выставочном зале пройдут экскурсии, лекции, состоится литературный вечер, где прозвучат стихи пермского поэта.

Фиалки с гор

В год своего 60-летнего юбилея Василий Каменский был в Тбилиси, здесь он лечился. Тромбофлебит не давал ему покоя. Он писал своему другу Савватию Гинцу в Пермь: "Страдаю отчаянно, боли ужасающие". Здесь, в больнице лечкомбината Тбилиси, ему ампутировали левую ногу, так как начиналась гангрена. Однако Каменский не унывал. Главной его заботой в 1944 году стал юбилей. К нему в апреле должны были издать книгу. Поэт просил сделать однотомник, больше ему вроде как ни к чему, и в активной переписке с газетой "Звезда" указывал, что именно надо включить в этот сборник. Написанную им поэму "Сталин" Каменский не хотел туда включать, считая ее очень крупной вещью, которая займет всю книгу. Он желал, чтобы сборник представил его творчество во всем разнообразии.

"Это должен быть букет цветов из лугов моей поэзии", - писал он в Пермь. Несмотря на все боли, он терпел: "Сталинский дух поэта высок. Дышу победами". В Тбилиси Каменскому было хорошо, несмотря на тяжелую болезнь, он не сдавался и почти не жаловался.

В феврале 1944 года Василий Каменский любуется южной весной, здесь уже тепло, как в июне на Урале, продают первую зелень, привезенные с гор фиалки. Ему прописали фрукты, и он, хотя и досадует, что они дороги, покупает апельсины, яблоки, мандарины. Чай пьет обязательно с лимоном, который стоит десять рублей штука.

Каменский очень хотел к юбилею попасть домой, в Пермь, но врачи его не отпустили. Однако литературный вечер в его честь все-таки состоялся. Его организовали грузинские литераторы. Он прошел во Дворце писателей, но так как Василий Каменский не смог на нем быть, вечер повторили в большом зале больницы. Поэт писал: "Меня привезли туда в коляске, как ребенка. Поднесли несколько корзин цветов с шампанским. Я сказал: если вскрыть шампанское, получится моя душа".

К юбилею Василия Каменского наградили орденом Трудового Красного Знамени.

"Наши поля, наш лес"

Многим пермякам известен дом-музей Василия Каменского в селе Троица. Здесь он провел, наверно, самые счастливые дни своей жизни. В этом доме Каменский жил с 1932 года. Но еще раньше, в 1912 году, он купил в 40 верстах от Перми 50 десятин земли и начал строить там свой хутор Каменка. Двухэтажный дом с балконом стоял на горе, а вокруг были, как писал Каменский, "наши поля, наш лес". По праздникам он так хорошо играл в деревне на гармошке, что местные крестьяне шутили: тебя, дескать, за такие умения надо в Государственную думу выбрать.

В своем доме Каменский хранил множество вещей, привезенных им из путешествий. Серебряные кольца, ковры и янтарные четки из Турции, деревянный ангел из Архангельска, цветная парча из персидских гаремов, кистени и ножи, найденные им в Жигулевских горах, и даже украшения из раковин и кораллов - их Каменский купил у семьи африканцев, встреченных в Милане.

Страна знала его как поэта, одного из основателей футуризма, и как бесшабашного авиатора

В 1929 году написал книгу "Лето в Каменке. Записки охотника".

В этих рассказах Василий Каменский изложил свои впечатления от охоты, рыбалки, прогулок по лесу и, конечно, описал деревенских жителей.

Но в начале 1930-х годов власти ему предложили поменяться. Дом в Каменке на дом в Троице. Там стояло хорошее здание, в котором раньше жил священник. В то время слава Василия Каменского достигла своего пика. В селе Троица была школа, носившая его имя, местный колхоз также именовался в честь поэта. А по Каме и Волге ходил пароход "Поэт Василий Каменский", на котором житель Троицы даже как-то раз проехался вместе с сыновьями.

Либреттист

Еще в 1925 году Василий Каменский начал писать поэму "Емельян Пугачев". Первую главу опубликовали в журнале "Товарищ Терентий", а полностью она вышла в 1931 году. Яркая, эмоциональная, в ней были такие строки: "По почину Пугача начинаем мы с плеча! Тррахх-тарарахх!.. Жги. Бунтуйся. Бей. Кромсай". Перед самым началом Великой Отечественной войны композитор Мариан Коваль написал ораторию "Емельян Пугачев", а к 1942 году была готова опера по этой поэме Василия Каменского. В том же году композитор сочинил ораторию "Чкалов", также на стихи пермского поэта.

Между прочим, в начале 1943 года в газете "Литература и искусство" вышла статья некого Рабиновича. Автор утверждал, что успех оперы "Емельян Пугачев", либретто которой написал Каменский, произошел не благодаря ее тексту, а наоборот, вопреки ему. Мариан Коваль дал жесткий ответ критику в газете "Звезда", заявив, что, "несмотря на частичную вычурность и замысловатость стихов, я почувствовал их глубокие корни в русском народном творчестве. Сцены же пугачевской свадьбы и казни в поэме Каменского меня буквально потрясли".

Композитор назвал Рабиновича бульварным рецензентом. Кстати, премьера "Емельяна Пугачева" прошла в Перми в постановке Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова с большим успехом.

В годы войны пермский оперный предложил Каменскому написать либретто к опере по его поэме "Ермак Тимофеевич".

В феврале 1945 года состоялась читка, она проходила в Перми, в больнице, где тогда лечился Каменский. Текст приняли хорошо, но театр хотел, чтобы музыку написал Мариан Коваль, а тот был занят, опера так и не появилась.

На протезах

Летом 1944 года Василий Каменский смог переехать из Тбилиси в свой любимый дом в Троице. Но болезнь не оставляла его. В начале 1945 года поэту ампутировали правую ногу. И вновь Каменский не сдается, он пишет стихи, книги, ездил даже в гости в Харьков к своему другу. Будучи уже немолод, научился ходить на протезах. 14 апреля 1948 года Василий Каменский выступал на вечере памяти Маяковского. Это было его последнее публичное выступление, через пять дней поэта сразил инсульт.

Вскоре он с женой перебрался в Сухуми, где и прожил до 1956 года, откуда уехал в Москву. Последствия инсульта давали о себе знать - он с трудом мог сидеть, действовала только левая рука. Однако он рисовал, в основном пейзажи и птиц. Порой в рисунки поэт вписывал слова "Ленин", "Маяковский", "Каменский".

В ноябре 1961 года Василий Каменский умер, урна с его прахом замурована в стене Новодевичьего монастыря. В его доме в селе Троица сейчас музей.