Войти в почту

«Новые программы везу в «Эльдар» и «Меридиан». Светлана Крючкова рассказала о своих выступлениях

Народная артистка России Светлана Крючкова прекрасно известна зрителям по работам в фильмах «Большая перемена», «Родня», «Женитьба», «Ликвидация» и многим другим. А завсегдатаи киноклуба «Эльдар» и культурного центра «Меридиан» знают, что новые свои программы светлана Николаевна показывает первым делом на их сценах.

«Новые программы везу в «Эльдар» и «Меридиан». Светлана Крючкова рассказала о своих выступлениях
© Мои Черемушки

«Я У ЖИЗНИ УЧЕНИЦА»

– Есть актёры, которые возят свои программу по разным городам и весям. И только отлаженные показывают в Москве. Я же, наоборот, любую везу в Москву, потому что публика в столице быстро реагирует, она чуткая и открытая. Я стою на сцене «Эльдара», наблюдаю реакцию зрителей и сразу «редактирую»: «Тут я затянула, а вот здесь неплохо вроде». А в «Меридиане» недавно презентовала свою книгу «Разное счастье нам выпадает…». В тот вечер была большая программа. Я люблю, когда можно доверительно разговаривать с залом, перемежая беседу песнями из кинофильмов и отрывками из спектаклей моего петербургского театра БДТ.

– Название книги «Разное счастье нам выпадает…» – это слова из популярного вашего романса «Чёрное и белое» из «Большой перемены». Вы в нём сыграли ученицу Нелли Леднёву.

– «Большая перемена» – навсегда моя визитная карточка. Мне ведь сначала предложили роль жены Ганжи Светланы Афанасьевны. Я так переволновалась, что укусила режиссёра алексея коренева. Пробы тут же прекратились. Я ехала домой и рыдала: опять что-то не так сделала. Но потом раздался звонок. Мне сказали: «Алексей Александрович выбрал вас на роль. Но только это будет не Светлана Афанасьевна, а ученица Нелли Леднёва». Знаете, я ведь всю жизнь учусь. И неслучайно другую свою книгу назвала – это ахматовская фраза – «Я у жизни ученица». Считаю, что каждый день, встретив нового человека, ты чему-то у него учишься. как говорят люди верующие, любое событие либо урок – иногда горький урок, – либо подарок. Ничего просто так не бывает. Мне 73 года, и, оказывается, со мной ещё происходят вещи, которые заставляют меня поразиться. Папа у меня был военный человек, он всё время повторял одно и то же: «Плох тот солдат, который не хочет стать генералом» и «Ты должна быть самой лучшей в том, что ты делаешь». Когда я работала с одним продюсером в Петербурге, она мне однажды сказала: «Если Крючкова будет дворником в Петербурге, это будет лучший дворник Санкт-Петербурга». Потому что то, что я делаю, я всегда делаю хорошо. У меня многое было в жизни, но когда я выхожу на сцену, к зрителю отношусь с уважением, полагаю, что в зале есть те, кто больше меня страдал, и те, кто, может быть, сейчас более несчастлив. Понимаете? Для меня самое главное не аплодисменты, а молчание зала. Если зал молчит, я слышу, как бьётся его единое сердце в такт моему. В прошлом году отметила 50 лет сценической жизни: в 1973 году я закончила Школу-студию МХАТ и пошла работать к Олегу Ефремову. Помню, как ему сказали: «Зайдите, пожалуйста, в художественную часть». Он ответил: «Художественное целое не может войти в художественную часть». (Смеётся.)

– Какие ещё места на юго-западе Москвы значимы для вас?

– Киноклуб «Эльдар», конечно же. Эльдар Александрович не просто любил женщин, он понимал все тонкости женской души. Я с удовольствием исполняю песню на его стихи, написанную от лица не очень молодой, но очень одинокой женщины. Нет другого человека, про которого могу сказать: он понимает женщин. В сердце Рязанова для каждого из нас находилось место. Вот говорят: лихие 90-е. Я их называю проклятые 90-е… Но Эльдар Александрович даже в то лихое время, в период безработицы устраивал в своём киноцентре наши творческие вечера, помогая нам выжить. а потом это стало традицией, вот я и выступаю в «Эльдаре» по сей день.

– Судя по тому, как часто вы выступаете там с таким «непопсовым» жанром, как поэзия, знакомить публику с русскими поэтами вы воспринимаете как свою миссию?

– Да. Как говорил племянник великого Антона Павловича Чехова, Александр: «Высший патриотизм – стопроцентно делать своё дело». Если бы каждый делал своё дело по совести, то, конечно, мы бы жили совершенно по-другому. Но мир сошёл с ума. Бесовщина его заполонила. Я кричала об этом в 1990-х: «Что вы делаете? Зачем вы показываете эти кошмарные, дешёвые американские фильмы про бандитскую романтику, насилие и воровство?» Бонни и Клайд убили 10 человек, обворовали банк, а нам говорят... У них такая любовь! Я знала, что это в неокрепшие умы войдёт и люди перестанут быть людьми. Как говорил Николай Васильевич Гоголь, «зло, которое окружает нас, один человек исправить не может. Но он может передать страдания, он может будить совесть». А совесть – спящее у многих чувство. Слова «стыдно» не существует. Это очень обидно.

«ДЕТИ ЖИВУТ ПО СОВЕСТИ»

– Вы на всех творческих встречах в «Эльдаре» и «Меридиане» называете себя еврейской мамой. А бывало такое, что вы отказывали своим сыновьям?

– Я чётко понимаю, что изменить человека невозможно, его можно только направить. Но если ты будешь читать нотации своему ребёнку, это его никак не изменит. Он смотрит, что ты делаешь. Когда мой сын Митя учился на звукорежиссуре, я полгода собирала ему деньги на синтезатор. Собрала, и в один прекрасный день вся сумма лежала у меня в сумке. В тот период я вела актёрский курс. Стою в деканате, Митя рядом со мной. Заходят две мои студентки, которые должны были перейти с первого курса на второй. И говорят: «Светлана Николаевна, нам сказали, что мы должны заплатить завтра, иначе нас отчислят». А обе такие талантливые, отчислять их нельзя. «Сколько надо денег?» – спрашиваю. «У нас нет». – «Сколько надо?» Они называют. Я забираюсь в сумку, достаю и отдаю им. Митя: «Мама, ты что?» – «Мить, не говори ничего». Это был урок для него. Он увидел – если люди нуждаются в помощи больше, чем ты в чём-то, то надо им помочь. Ни до, ни после об этом не говорили. Я считаю, что фальшивить не надо, какой ты есть, таким тебя и должны видеть твои дети. Могу одно сказать: мои сыновья – люди порядочные. Им трудно жить: они не врут, они не ходят на задних лапках перед тем, кто богаче, и перед тем, кто сильнее. они живут по совести.

– Вы тоже «не ходите на цыпочках»?

– Нет, и не люблю, когда мной командуют. Я тут недавно говорила с одним моим партнёром намного моложе меня. «Что ты делаешь, объясни, пожалуйста. Ты всё время пытаешься кому-то понравиться – режиссёру, клану, который сейчас руководит. Не пытайся им понравиться». – «А кому я должен нравиться?» – «Ты должен нравиться зрителю. Если ты собрал полный зал, никакие начальники ничего не смогут сделать». Я ведь после смерти Георгия Товстоногова натерпелась достаточно много. За что? За независимость.

– Но насколько сочетается, когда актриса идёт против всех, с утверждением, что актёр – зависимая профессия?

– Я не иду против всех: я просто ни с кем не дружу – ни за тех, ни против этих. Я считаю, что надо приходить и заниматься своей работой. До рождения моего младшего сына часто играла героинь-любовниц: меня раздевали, на мне лежали, меня обнимали. Но ни с одним из моих партнёров у меня не было никаких близких отношений. Не надо путать личное и работу.

– Почему же тогда так часто случаются служебные романы?

– А потому что совести нет.

ДОСЬЕ

Светлана Крючкова родилась 22 июня в Кишинёве в семье военнослужащего.

• В 1969-м поступила в Школу-студию им. Немировича-Данченко при МХАТ им. Горького.

• С 1973 г. – актриса МХАТ СССР им. М. Горького.

• В 1975 г. на кинокартине «Старший сын» выходит замуж за оператора Юрия Векслера и переезжает жить в Ленинград. С октября 1975 г. по приглашению Георгия Товстоногова начинает работать в БДТ. И до сих пор является ведущей актрисой этого театра.

• Замужем, имеет двоих сыновей.

ОЛЬГА ШАБЛИНСКАЯ